Эта лента совместного производства трех стран так и не вышла в российский прокат. Кадр из фильма «В империи орлов». 1996
Никогда в астрологию не верила и в гороскопы не заглядывала. Если бы не случившееся со мной мистическое происшествие, заставившее интересоваться ими впредь.
…В разгар лета какого-то года перестройки мой муж Гриша, кинооператор студии «Мосфильм», сообщил, что отправляется в киноэкспедицию на Черное море. За годы работы в кино где ему только не довелось побывать – и на Крайнем Севере с белыми медведями, и в песках Средней Азии с верблюдами, и в заброшенных селах России, и в комфортной Прибалтике, но чтобы летом в Ялту – такой шанс выпал впервые!
Обычно в этих поездках селили в номерах по двое, но Грише, отвечающему за дорогую кинокамеру, полагалось отдельное купе /отдельный номер в гостинице, и по этой замечательной причине он брал меня с собой! Гардероб к поездке я подбирала с особой тщательностью, и все равно «тряпок», как насмешливо называл мои наряды муж, набралось множество.
Он поехал на студию получать аппаратуру, договорились встретиться уже на вокзале. И вот, цыпленок в фольге упакован, на ногах новые босоножки на высоком каблуке, макияж закончен. Порхающей походкой, несмотря на тяжелый чемодан, выбегаю ловить такси. Как назло ни одна из встречных машин не идет в центр! Наконец, соглашается какой-то частник. Я радостно запрыгиваю в машину – и на первом же повороте в нас кто-то врезается. От сильного толчка влетаю головой в лобовое стекло. Потирая ушибленный лоб, смотрю в зеркальце – по лбу расползается синяк. И в таком вот виде знакомиться с киногруппой?
Водитель, распаленный спором с шофером-нарушителем, выгружает мои вещи на тротуар. Приходится искать другую машину. Наконец, мои умоляющие жесты замечены и такси подбирает меня, вот и площадь перед Курским вокзалом. И тут мы застреваем в огромной пробке – ремонт, вся площадь в рытвинах. Остаются считаные минуты до отхода поезда. Наверное, Гриша уже обыскался меня. Стремительно выпрыгиваю из машины – раздается хруст и я уже на четвереньках, уткнувшись лицом в чьи-то ботинки. Пробую подняться и тут же падаю на колени – острая боль в ступне. Откуда-то сверху раздается сочувственный мужской голос :
– Вызвать скорую?
– Нет-нет. Мне на вокзал надо. Опаздываю на поезд.
– Да как же, вы ведь идти не сможете.
– Допрыгаю, если поможете. Помогите, пожалуйста!
– Ну, держитесь за меня.
И я повисла на плече незнакомца. Пришлось действительно прыгать на одной ноге, к тому же на высоком каблуке. Издали заметила мужа, встревоженным взглядом ищущего меня в толпе на перроне.
– Кто это? – спросил Гриша, когда провожатый подволок меня к нему.
– Не знаю. Помог добраться сюда. Я тебе потом все объясню, это прямо сюжет для киносценария.
Муж недобро глянул на мужчину. Тут громкоговоритель объявил, что наш поезд отправляется через минуту, и Гриша втянул меня в тамбур. Держась за поручни, я допрыгала до нашего купе и мы вместе осмотрели ногу – она сильно распухла и посинела. Тем временем к нам стали заглядывать Гришины коллеги и ахать. Ногу замотали полотенцем, на остановке в Туле кто-то купил бутылку, и меня заставили вместо обезболивающего выпить полстакана водки.
Теперь я знаю: астрологи способны вычислить и предсказать грядущие события. Фото Pxhere |
Но для меня это… Костылей в травмпункте, понятно, не выдали, от пригородной гостиницы до Ялты было неблизко, да и некому было туда за ними ехать – все спешно занялись подготовкой к съемкам. Столовая и ресторан, как водится, оказались на первом этаже – добраться туда не было никакой возможности, и группа взяла надо мной шефство. Киношники шутили – бывает «сын полка», а у нас вот «дочь киногруппы». Все по очереди приносили мне еду снизу и бутылки с морской водой. Которой я, сидя на балконе, с блаженством обливалась: так выглядел мой долгожданный отдых на море.
Днем участники съемок выезжали на побережье или на гору Ай-Петри – именно эти места облюбовал для своей картины «В империи орлов» американский режиссер Донован Скотт. Сценарий приключенческого фильма по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» был переделан совершенно нелепым образом – вместо Патагонии в Южной Америке главного героя похищали «русские», притом горцы с Кавказа.
Мои же дни взаперти тянулись тоскливо. Книга, привезенная из дома, была проглочена в первые дни, больше читать было нечего. От скуки я перебрала все, что лежало на прикроватной тумбочке, в том числе газету недельной давности с гороскопами на последней странице. Прочла и про свой знак зодиака – шок и потрясение! Там поэтапно был описан тот самый мой день отъезда и травмирования. Не веря своим глазам, перечитывала: «Овнам не рекомендуется отправляться в дальние поездки. Их ожидают травмы. Препятствия, встречающиеся на вашем пути, будут предупреждать вас и удерживать от путешествия. Будьте осторожны в этот день». Авария с первой машиной, синяк и шишка – ведь и правда, предупреждали же! С тех пор я твердо уверилась, что причинность лежит в невидимом мире, а события проявляются в видимом и астрологи их способны вычислить и предсказать.
Видимо, над лентой «В империи орлов» висел какой-то рок – моей небольшой травмой дело не обошлось. Переход к «рынку» сильно затронул киноиндустрию. Госкино полностью прекратило финансирование – деньги на съемку надо было находить самим и режиссеры метались в их поисках по банкирам и меценатам. В 1994 году «Мосфильмом» было выпущено всего четыре картины – вместо обычных 60. Все, что могла тогда придумать дирекция «Мосфильма», – сдать в аренду все помещения, от офисных кабинетов до огромных павильонов с грандиозными декорациями, не уступавшими по масштабам голливудским. В них устроили складские помещения, автосервис и даже овощехранилища. Грустное зрелище представляла собой главная студия страны. Единственным подспорьем для киношников стало участие в совместных постановках. Иностранным продюсерам было выгодно снимать в России за малые средства. Именно такой совместной работой кинематографистов США, Германии и России стала лента о приключениях детей капитана Гранта.
Входил в группу и заслуженный артист России Виктор Евграфов, широко известный исполнением роли профессора Мориарти в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Актер с яркой внешностью, харизматичный и смелый, родом из казаков, мастер выездки и фехтовальщик, он не раз умирал киношной смертью и согласился быть каскадером в фильме Скотта. По трагической случайности лента «В империи орлов» оказалась последней работой Евграфова в кино. В эпизоде захвата парусника пиратами он совершил трюковый прыжок с реи, и когда предыдущий каскадер замешкался на страховочном мате, Виктор, стараясь избежать падения на товарища, прыгнул на жесткую палубу. В результате – тяжелейшая травма, поврежденное легкое и сломанный позвонок. Шесть лет пришлось восстанавливаться парализованному актеру. В кино он больше не вернулся.
Так что та экспедиция к морю прошла под знаком травмы – небольшой моей и страшной актерской. А фильм так и не вышел в российский прокат. Появился он только в немецком варианте на YouTube.