Здесь сочетаются восхищение своей историей и космические технологии. Фото автора |
Эта страна живет пятиполосной скоростной магистралью. Китай, он весь такой – с одной стороны восхищение своей историей и повсеместное использование глиняных (как и тысячу лет назад) чашек для чая/супа/пельмешков, а с другой – космические технологии.
Здесь совершенно нет ощущения тупика. Помните: «Я знаю, город будет. Я знаю, саду – цвесть!» – вот именно такие мысли (кто-то протянет, закатив глаза: «утопи-и-ические!») возникают от соприкосновения с современным Китаем. Не верите? Отставьте в сторону лавандовый раф, купите билет и посмотрите своими глазами!
Я все время словно кому-то оппонирую, и вот этот «кто-то» сейчас непременно скривится: «Все технологии китайцы воруют». А я ему отвечу: «Через несколько лет будет совершенно не важно, кто изобрел, гораздо важнее, кто развил и пустил в массовое производство». Если посмотреть на идеи, то русские – одна из самых креативных наций в мире, но если заглянуть в патенты, то станет очевидно, что почти все эти идеи были развиты в других странах. Спасибо, хоть АК-47 все называют «калашниковым».
…На улицах – люди всех возрастов, от мала до велика. Много пожилых. У нас почему-то по наступлении определенного возраста люди прекращают выходить на улицу и социализироваться. А здесь – полно групп пожилых мужчин и женщин, которые что-то делают, танцуют, общаются, путешествуют. Уже писал об этом, но не договорил почему-то. В кафе видел пару европейцев. На лице у девушки – смесь ужаса и отвращения. Очевидно, что ей противно категорически все. Может быть, ее спутник был инициатором путешествия? Не знаю. Сидят, кончиками пальцев переворачивают страницы меню и пытаются найти хоть что-то, по их мнению, съедобное. Меню в тридцать страниц. Тридцать страниц риса, лапши, овощей, рыбы, тофу, пельмешков! А она переворачивает страницы с брезгливостью вегана, попавшего в мясной отдел супермаркета: «У этого бифштекса было имя!»
Вообще подобной реакции не пониманию. Зачем ехать в Китай, если ты такая вся из себя баронесса? В Китае получаешь удовольствие на форсаже. Потому что это громкая во всех смыслах страна. Здесь никто не шепчет, здесь все кричат вне зависимости от контекста ситуации. И это касается почти всего. Ходил по пешеходной улице, на ней открылось три магазина одежды, а для привлечения новых клиентов владельцы поставили у входа женщин с максимально противными громкими голосами. Так мало того – каждой из них дополнительно выдали по трещотке. И вот представьте, стоит такая дама в растянутых трениках и во весь голос вопит: «Дешево! Дешево! Вещи! Вещи! Одежда! Одежда!» И трррррррр! – на полминуты раскаты трещотки, пока сама она набирает воздух для очередного рекламного вопля.
Помните вувузелы – шумелки на чемпионате мира по футболу? Противные, от звуков которых было не спастись. Вувузелы массового поражения.
Так вот Китай – страна вувузел. И если вы к этому не готовы – нечего сюда даже соваться. Здесь к вам бесцеремонно подойдут, широко улыбнутся и попросят вместе сфотографироваться. И обижаться на них бессмысленно. Это просто другая планета. Другая психология. А свое понятие «личного пространства» оставьте в аэропорту, в камере хранения.
Несмотря на стремительное развитие страны, традиционные ремесла остаются в чести. Фото автора |
Когда был на чайном рынке – смотрел на юного каллиграфа, в миллионный раз старательно повторяющего огромной кистью иероглифы в альбоме, и думал о его будущем. Он ведь ни с кем альтернативным себя не идентифицирует. Он просто растет, учится, карабкается вверх. Чтобы повзрослеть, создать семью, помогать родителям. Про два разных цивилизационных вектора, к открытому столкновению которых мы в данный момент пришли – этот юный каллиграф как раз представитель второй, пассионарной цивилизации, которой некогда рефлексировать и раздумывать, с каким гендером он хочет идентифицировать себя по четным дням недели. Тут все просто. И китайцы продолжают производить китайцев по старинке, без новомодных способов.
«С жиру бесятся», – говаривала в моем детстве мама, имея в виду неоправданные действия или траты. Западный мир слишком долго был убаюкан ощущением превосходства, и теперь, когда реальность подтолкнула его к зеркалу – предмету объективного контроля – увиденное в нем никому не понравилось. Но пока об этом не принято говорить вслух. А ведь мы находимся лишь в самом начале центробежных процессов, и как будет складываться ситуация, предсказать не может никто.
Не раз за это путешествие отмечал революцию, произошедшую на улицах китайских городов. Тот самый Великий Китайский Карданный Вал, который в данный момент на нас всех накатывает. И пришло в голову еще одно сравнение: стремительность изменений сродни ситуации в школе фигурного катания, когда новичок, нескладный карапуз, на которого все старожилы смотрели свысока и норовили по-отечески похлопать по плечу, посидел на скамейке пару месяцев, а потом внезапно стал прыгать выше всех тройные тулупы. Китайская автореволюция случилась одномоментно, незаметно – и это только начало. Что там нужно было захватывать? Почту и телеграф? Боюсь, они уже захвачены без громких призывов и баррикад. Революция произошла через «Хуавей» и «АлиЭкспресс». Просто мы это пока не вполне понимаем.
Вспомнил свой пассаж из прошлого текста про мосты и стены Китая, прозвучавший риторически вопрос о том, как открываться миру и одновременно сохранять свою индивидуальность. «Буду искать ответы в Шанхае», – по-чацки бросил я в толпу хлесткую фразу и ускакал в закат. Увы, эффектные театральные ходы здесь не работают, и я вернулся из Шанхая без очевидно сформулированных ответов на эти глобальные вопросы меняющегося мироустройства.
То, что нужно быть сильным, – нет никаких сомнений. Конечно, нужно быть добрым – идти по головам, не считаясь с жертвами, – так себе стратегия. Знать свои корни, ценить и оберегать их, но при этом помнить, что «традиции – это не желание хранить пепел, а умение поддерживать пламя». Не позволять сиюминутным соблазнам нарушать стратегически выбранный вектор – подстричься можно, но татуировка все же нежелательна. Волосы отрастут, а кожу не регенерируешь заново. Также и в глобальном смысле – опора на традиционные ценности (соцреализм, если хотите) «Если хочешь идти быстро – иди один. Если хочешь идти долго – идите вместе».
Фото автора |
Все эти девиации – это, конечно, весело и увлекательно, но все же с точки зрения цивилизации ненадолго. Не ствол, а одна из возможных веток. И то, что происходит подмена понятий – вместо основы-ствола подсовывают ветку, это часть стратегии глобального вранья. И хорошо, что мы теперь начинаем называть вещи своими именами. По гамбургскому счету.
Получилось очень мало про Китай и очень много про все остальное. От соцреализма до пельмешек и тройных тулупов. Понравилась ли мне поездка? Безусловно. Такие концентрированные впечатления очень нужны. Они прочищают мозги и взбадривают невероятно.