Пакистанка Ариша Бабар: «Старый обряд – настоящий! Старый обряд – наше спасение!» Фото с сайта www.rpsc.ru
Старообрядцы разных направлений, которые у них называются «согласиями», провели международный форум. Это уже третье мероприятие подобного рода. Генеральная линия по-прежнему задается Русской православной старообрядческой церковью во главе с митрополитом Корнилием (Титовым). Но участвовали в форуме и представители поморских организаций, а также другие беспоповцы, не признающие священства. Делегаты съехались не только из разных регионов России, но даже из Африки и Азии.
Форумы посвящаются какой-то исторической дате, но это не исключает высказываний на актуальные темы. Тут проявляется особенность староверов с их увлечением делами архивными. Не случайно нынешний форум прошел в Доме Пашкова – одном из корпусов Российской государственной библиотеки.
Довольно яркое впечатление оставила невольная эклектика, царящая на собрании древлеправославных верующих. В интерьерах классицистического здания, выражающего державный дух послепетровской империи, бродили делегаты в традиционных русских косоворотках, подпоясанные кушаками и в смазных сапогах, с окладистыми бородами. А если добавить к этому студентов из Уганды и студенток из Пакистана, приглашенных на учебу в России по инициативе старообрядческих общин, то все происходящее могло неподготовленного зрителя просто сразить.
Предыдущий форум был посвящен 400-летию протопопа Аввакума, а нынешнее собрание вспоминало о 300-летии книги «Поморские ответы». В XVIII веке лучшие умы староверов-беспоповцев Русского Севера создали этот труд ради полемики с миссионерами Правительствующего синода, с «никонианами». К дате было изготовлено роскошное издание старинного сочинения, которым одаривали каждого участника. Впрочем, для многих держать в руках этот массивный том и листать страницы стало актом исключительно эстетического удовольствия. В издании, насчитывающем не одну сотню листов (чтобы понять, сколько именно, надо понимать церковнославянский счет, обозначаемый буквицами), можно найти только несколько страниц, написанных на современном русском языке.
Своеобразным комментарием к новому изданию «Поморских ответов» оказалась речь профессора Михаила Шахова, который помимо основной гражданской профессии юриста исполняет функции координатора межстарообрядческой рабочей группы. Он же выступал в качестве ведущего форума. Шахов пояснил, что сочинение поморских беспоповцев характеризует оппозицию староверов господствовавшему в империи исповеданию как исключительно «пассивное сопротивление». Профессор отметил, что поборники старой веры были «чужды идеям государственного переустройства» и полностью «игнорировали социальные вопросы», хоть их и пытались в дальнейшем привлечь на свою сторону различные революционеры.
Все, что сопровождало форум, говорило о том, что к настоящему моменту староверы полностью утратили оппозиционный настрой и с охотой противостоят «разрушительному влиянию современности», по выражению представителя Древлеправославной поморской церкви Владимира Шамарина. Что, собственно, и составляет основной мотив всего нынешнего российского общества. Так что староверам есть чему поучить остальных россиян, а именно – социальному консерватизму. Здесь они оказались в авангарде защиты традиционных ценностей.
Причем староверы защищают старозаветные ценности не только на русском культурном пространстве. Проповедники древлеправославия добрались и до глобального Юга, что тоже вполне в тренде современного российского культуртрегерства. Результаты этой работы были представлены форумчанам.
Так, на сцену пригласили девушку из Пакистана. Сначала мне показалось, что на ней хиджаб, что вполне соответствовало бы мусульманскому обычаю. Но, присмотревшись, я понял, что гостья из южной страны покрыла голову белым платком, который в прежние времена женщины в старообрядческих общинах носили изо дня в день, а сейчас – в основном на собрания единоверцев.
«Поморские ответы» издали спустя 300 лет. Фото Валерии Буровой |
Представляя девушку, руководитель Просветительского отдела РПСЦ священник Михаил Родин, осуществляющий миссию староверов в Пакистане, уверял, что жителям страны нравится именно то, что у староверов «строгая вера». Но строгости пакистанцев, конечно, очень ограничивают христиан в этом государстве, «созданном специально для ислама». Родин рассказал, что в Пакистане создаются культурные центры РФ, и показал фотографии одного из таких «русских домов». Там пока нет обстановки, только белые голые стены, но уже висит флаг России. Родин уподобил изображенное на этом снимке с действиями воинов, которые, отбив у неприятеля опорный пункт, первым делом помещают там знамя.
Позже Ариша Бабар повстречалась мне в кулуарах форума. Я спросил у девушки, смотрела ли она фильм «Москва слезам не верит». Из ответа Ариши можно было понять, что она даже не слышала о такой кинокартине. Впрочем, я не стал настаивать на том, что девочке из Пакистана стоит видеть эту киноленту, учитывая взрослый характер некоторых сцен. И пусть для нее останется белым пятном то, что в жизни русского народа был целый исторический период между протопопом Аввакумом и нынешним собранием в Доме Пашкова, и эти времена совсем не укладываются в ряд ассоциаций с «древлим» благочестием, косоворотками и окладистыми бородами. А из фильма все это можно невзначай почерпнуть. Искушение!
Девушка призналась, что пришла в староверие из протестантской семьи. Впрочем, сие не стало для меня откровением, ведь в Пакистане из ислама никто в другую религию не отпустит, даже если эта вера самая что ни на есть строгая и истинная.
Судя по форуму, мужчины в косоворотках все-таки стали приметой современности, и одним из таких русских людей можно назвать уроженца Бразилии Авраама Калугина. Он простыми словами, несколько косноязычно, но без тени иностранного акцента рассказал, что уже два года как переселился из тропической латиноамериканской страны на российский Дальний Восток. Репатриант заявил, что не скучает по Бразилии, а вот дочь и внук скучают. «Закон и климат – здесь все другое!» – сказал старовер Авраам. Своим простодушным рассказом о жизни крестьян-переселенцев он напоминал героев Шукшина.
Но житие-бытие староверов не стоит на месте, в нем появляется новизна. Форум теперь будет проходить каждый год и, по задумке, станет называться Международной ассамблеей старообрядческих согласий.
комментарии(0)