Трения между бывшим великим магистром Ордена госпитальеров Робертом Мэтью Фестингом и папой Франциском, по слухам, произошли на почве латентного либерализма в рыцарской среде. Фото Reuters
Агентство Reuters со ссылкой на «высокопоставленного чиновника из Ватикана» написало, что папа Римский Франциск объявил американского кардинала на покое Рэймонда Лео Бёрка чуть ли не личным врагом и лишил его привилегий, в том числе служебной квартиры и зарплаты. Утверждается, что понтифик якобы давно был недоволен постоянной критикой прелата в свой адрес, считает, что Бёрк «работал против папства» и что он «посеял разобщенность» в церкви.
В последний раз имя Рэймонда Бёрка всплывало в конце сентября в связи с так называемой dubia (лат. «сомнение»), которую пять высокопоставленных чиновников на покое, в числе которых был кардинал, отослали Франциску в преддверии Генеральной ассамблеи Синода, назвав мероприятие «ящиком Пандоры». Однако есть еще одна тема, которая широко не афишируется Святым престолом, но которая могла спровоцировать негатив понтифика в адрес именно Бёрка.
В середине ноября Департамент вероучения Ватикана выступил с заявлением в связи с ситуацией на Филиппинах, где в отдельных епархиях растет число католиков, вступающих в масонские ложи. Опубликованный документ, подписанный папой, подтвердил несовместимость участия в масонских ложах с католической верой.
Любопытно, что официальный запрет о вступлении в масонские ложи появился уже после дубии Бёрка. При этом еще в апреле в Италии разгорелся скандал из-за того, что англиканская община страны совершила богослужение в базилике Святого Иоанна на Латеранском холме в Риме. Помимо прочего выяснилось, что священник, который возглавил богослужение в важном для Вечного города соборе, оказался масоном. В начале марта католические священники Того (Западная Африка) отказались отпевать местного представителя власти Игнасе Анани Кокуви Кломегу из-за того, что он был великим магистром национальной Великой ложи. Отказ вызвал широкий общественный резонанс, и на церковь попытались надавить. А в конце марта к понтифику обратились филиппинские епископы. Они потребовали ответа на вопрос: правда ли, что в национальных консультациях, прошедших с апреля по сентябрь 2022 года в рамках так называемого Синодального пути – трехлетнего собрания священнослужителей, длящегося с осени 2021 года по осень 2024-го, – участвовали католики, которые одновременно состоят в масонских организациях.
Еще в конце 2019 года Рэймонд Бёрк открыто обвинил Франциска в ереси и единении с масонами. В интервью сайту «The Wanderer Press» кардинал Бёрк, комментируя события, связанные с «катехизацией» в Ватикане языческого божества Пачамамы, напомнил католикам, что «наша матушка – это не земля или такой языческий идол, как Пачамама, а Дева Мария». Таким образом, по мнению прелата, призыв главы Римской церкви «изменить экологическую ситуацию» – это «часть плана по созданию мирового правительства». «Данные призывы есть не что иное, как идеи масонов, которые хотят получить светское общество, отказавшееся от постулата о том, что Господь правит миром», – заявил кардинал.
Почти десять лет кардинал Бёрк был патроном при Мальтийском ордене. Эту должность он получил по решению Франциска в 2014 году. А спустя два года у ордена возникло серьезное напряжение в отношениях со Святым престолом. В декабре 2016-го великий магистр Роберт Мэтью Фестинг призвал Ватикан не вмешиваться во внутренние дела организации. А уже в январе 2017-го Фестинг вынужден был сложить с себя полномочия. Поводом для увольнения Фестинга стало то, что он отправил в отставку великого госпитальера ордена Альбрехта Фрейхера фон Бёселагера из-за его якобы «слишком либеральной трактовки догматов католицизма». Ватикан тогда это решение не одобрил.
Это был не первый конфликт между папским престолом и мальтийскими рыцарями. В начале 1950-х годов Ватикан решил навести порядок в рядах ордена: кардиналы сочли, что госпитальеры стали слишком независимыми и заигрались в экуменизм, поддерживая связи с протестантами. Пошли даже слухи о том, что руководство организации состоит из масонов. Орден тогда отстоял свой суверенитет, и между братьями-госпитальерами и Ватиканом был заключен негласный пакт о взаимном невмешательстве.
Разрешить конфликтную ситуацию в 2016 году должен был как раз кардинал Бёрк. В одном из интервью он заявил, что Франциск тогда дал ему указание «исключить любого масона из Мальтийского ордена». Однако уже в 2017 году прелат был полностью отстранен от какого-либо взаимодействия с вверенной ему организацией. В апреле того же года в интервью склонному к конспирологии консервативному католическому порталу Оnepeterfive.com он рассказывал: «Происходит что-то очень странное. Это касается в том числе крупного завещания, по крайней мере часть которого была оставлена Мальтийскому ордену. Однако нет четких сведений о том, кто является дарителем, каков точный характер завещания, как им распоряжаются, и это неправильно. Эти вещи должны быть ясными. Странным было и то, что в состав так называемой группы, которая расследовала весь вопрос об увольнении великого канцлера, входили три человека, которые непосредственно занимались вопросом об этом завещании, переданном ордену».
Формально свой пост патрона Мальтийского ордена кардинал Бёрк оставил только в июне с.г. Впрочем, свидетели утверждают, что папа Франциск невзлюбил прелата с самого начала понтификата. Они часто конфликтовали. В декабре 2013 года Франциск исключил кардинала Рэймонда Бёрка из Конгрегации по делам епископов (ныне Дикастерия по делам епископов). В ноябре 2014-го Бёрк лишился и поста главы Верховного трибунала Апостольской сигнатуры (высший судебный орган Святого престола) из-за критики в адрес Франциска за то, что понтифик позволил разведенным, вступившим в повторный гражданский брак, в некоторых случаях получать причастие. В 2016 году прелат вместе с тремя другими кардиналами отправил первую свою dubia понтифику. К слову сказать, в 2020 году Великая ложа итальянских масонов похвалила папу Римского Франциска за подписание с мусульманами совместной декларации, называющейся «Человеческое братство за мир во всем мире и общее сосуществование».
Вспомнили вдруг про масонов и в России. 20 ноября с.г., в день своего 77-летия, патриарх Кирилл привел такой рассказ: «Александр I пригласил к себе князя Голицына и сказал: «Хочу, чтобы ты стал обер-прокурором Синода». Тот улыбнулся и сказал: «Государь, во-первых, я масон; во-вторых, я безбожник – ну как же я буду заниматься Церковью?» – «Ничего, иди, справишься». Можете себе представить?» Этот исторический анекдот глава РПЦ повторил неделю спустя, во время видеосвязи с президентом Владимиром Путиным на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора. Выслушав рассказ, президент, кажется, несколько удивленно вскинул глаза на монитор, на котором транслировали речь патриарха.
Тема масонства обострилась во время пандемии ковида, когда некоторые духовные лидеры заговорили о зловещих замыслах по созданию «мирового правительства». Пандемия прошла, а осложнения, вероятно, остались.
комментарии(0)