0
6252
Газета Стиль жизни Печатная версия

04.12.2023 17:37:00

Новая красота по-китайски

Искусство закончится лишь тогда, когда закончится человечество

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: китай, шанхай, искусство, музей, экспо, новая красота


266-8-1480.jpg
China Art Museum Shanghai словно навис
над перекрестком всеми своими тысячами
тонн красного металла.  Фото автора
Шанхай. 8 утра. Поднимаюсь по лестнице кофейни со своей кружкой, а спускающийся навстречу китаец опускает глаза и, извиняющийся пластикой всего тела, жмется к стене. И вот эта зарисовка для меня – иллюстрация тех изменений, которые произойдут в самое ближайшее время. У Китая слишком долго был комплекс «младшего брата» – они непростительно долго опускали глаза долу и прижимались к стенке. И сейчас начался обратный процесс – страна все громче начинает заявлять о своих желаниях, стратегических планах и все увереннее действует во всех сферах. Почему? Да потому что может. Потому что любое взаимодействие, будь то общение между людьми или странами, – дорога с двусторонним движением. Китаю надоела игра в одни ворота. И в историческом масштабе мы лишь в самом начале этих изменений. Китай больше не будет опускать глаза и жаться боязливо к стенке. Пора начать уступать ему дорогу. Всем придется научиться уступать ему дорогу.

В 2010 году в Шанхае проходила всемирная выставка ЭКСПО, и для нее был построен целый парк, в котором расположились страны-участницы. Специально для этого всемирного ВДНХ китайцы возвели свой павильон, впоследствии трансформированный в China Art Museum Shanghai. Ехал туда без особых ожиданий. Ну, очередной музей. Добрался на метро, вышел на поверхность. Оглядываюсь, пытаясь совместить карту в телефоне с местностью. Оказалось, для того чтобы найти музей, нужно было смотреть не по сторонам, а вверх, ибо он словно навис над перекрестком всеми своими тысячами тонн красного металла. Выглядит просто циклопически. По периметру музея, занимающего целый квартал, поставлены лавочки, все разные – забавные и удобные. Проводили конкурс на лучшую скамейку?

Поднимаюсь по гигантскому эскалатору (музей стоит на высоченных сваях) и попадаю в выставочные площади. Экстерьер музея интереснее интерьера. Внутри все простенько, но ангарные размеры позволяют нарезать пространство как угодно. В паре десятков залов одна и та же выставка Shanghai through Artistic eye – «Шанхай глазами художников». Даю честное слово, еще не было случая, чтобы я фотографировал каждую работу временной экспозиции. Первые три зала снимал просто безостановочно. Не знаю, когда в следующий раз состоится встреча с чиновниками Минкульта, но даю честное слово задать им один риторический вопрос: «А у нас кроме «актуального» (читай: «бездарного») современного искусства вообще больше ничего не осталось?» Так получается?

Выставка оказалась полна оптимистичных, ироничных, ностальгических, поэтических работ, проникнутых любовью к своему городу и людям, его населяющим. К их ежедневным заботам и быту. Это и зарисовки в метро, магазинах. Городские праздники и закатные лучи, прорезающие набережные и проспекты. Все работы написаны здесь и сейчас. Датировка – последние пять лет. Эти художники не живут высоко в небесах, в своих пентхаусах, и не выходят на террасу размером с футбольное поле испить бокал совиньон блана и посмотреть сверху вниз на «челядь» – человеков, снующих где-то там, внизу по своим мелким человеческим делам. Вот это «совиньонное» высокомерие настолько явственно чувствуется, когда посещаешь выставки современного искусства. Художники сами не замечают, насколько «страшно далеки они от народа». И ничего плохого в том, чтобы жить в нашей реальности и находить красоту в иллюстрации ежедневного быта, я вообще не вижу.

8-1-2-t.jpg

8-1-3-t.jpg

8-1-4-t.jpg
Фото автора





















Да, можете использовать ставшее ругательным слово «соцреализм» – но, мазнув им, словно черной краской по свежей простыне, мы тем самым обвиняем тысячи художников СССР во лжи. Словно все они писали только из-под палки, словно их заставляли это делать и лгать всю свою творческую жизнь. Я не предлагаю художникам делать выбор: «пиши только городские зарисовки или только былины». Наоборот, я прошу расширить сюжетную палитру и оглянуться. Неужели мы не видим вокруг нас, в нашей ежедневной жизни ничего, что хотелось бы сохранить в искусстве? Неужели совсем ничего доброго, романтичного, поэтичного?

Один уважаемый мной куратор называет этот феномен «Новая красота» – умение смотреть на мир широко открытыми глазами и видеть эстетику в простых вещах. Маршевый ритм – в линейке выстроившихся велосипедов. Смешение жанров – в цветастом белье, развешанном на улице и совмещенном в одном кадре с высотками из бетона и стали. И в этом совмещении разных сторон жизни – не обличительный пафос журнала «Крокодил», а добрая ирония художника и философа, способного принимать жизнь во всех ее проявлениях. И если мы изобразим мигрантов, укладывающих плитку на улице, – это не политическое высказывание относительно деятельности градоначальника, а лишь зарисовка того, что мы видим вокруг нас каждый день.

Помните шутку про психоаналитика, с укоризной отвечающего пациентке: «Успокойтесь, мадам, иногда банан – это просто банан». Так же и здесь. Проведя больше двух часов в гулких залах музея, я наслаждался взглядом талантливых мастеров с разных ракурсов, но неизменно с любовью рассматривающих свой город. Эта выставка раскрыла мне глаза на то, что городская культура первой четверти XXI века может быть зафиксирована таким образом. Талантливо и точно. С самокатами и курьерами. С толкучкой у метро. Со смешными и неловкими ситуациями. Несколько раз я вспоминал идеальный пример подобного городского романса. «Служебный роман» Рязанова, запечатлевший Москву и его обитателей здесь и сейчас. Это настоящий гимн современникам. И он рассказывает о том периоде нашей общей истории точнее и тоньше, чем сотни научных статей.

Но, следуя логике ниспровергателей, это тоже соцреализм. Извините меня, конечно, но лучше я буду смотреть на талантливый соцреализм, чем на бездарную мазню расфуфыренных восемнадцатилетних девочек, которые пытаются через творческую слабость агрессивно продвигать свою ничтожную философию.

И здесь будет уместна цитата Бориса Клюева: «Любая провокация идет от бессилия». Повесьте пять сильных работ хороших художников на выставке современного искусства – и все остальное мгновенно рассыплется в прах и пепел. Потому что, как и в музыке, наш внутренний слух чутко чувствует фальшивые ноты. А сейчас современное искусство делается таким образом, словно предыдущих столетий поисков и находок не существовало вовсе. «Конец искусства» – перефразируем мы расхожее изречение Фукуямы. Накося, выкуси – неуважаемый мной Френсис! Искусство не закончилось и закончится лишь, когда закончится человечество. А то, что твои последователи пытаются подсунуть нам под видом искусства – кушайте сами. Жаль, нет возможности прикрепить много снимков, да и не способны они передать богатство жанровой палитры и широту художественных техник. Музей (когда смотришь извне) восхитительный. Выставка (очень рад, что удалось на нее попасть) – потрясающая.

В Китае производится все. Вкусная вода в элегантной бутылке из крепкого пластика – 60 рублей. На каждом шагу. Вспоминаю две свои последние поездки в Америку (Нью-Йорк и Майами) – лазанья размером с кулачок шахматиста и пиво 0.33 с чаевыми – 4000 рублей. И вопрос даже не в цене, а в этой переоцененности, навязываемой нам извне. А в Шанхае вкуснейший ужин из пяти блюд с литром пива – 1200 рублей.

Причем на каждом шагу чувствуется, что шанхайцы гордятся своим городом и, если смотреть шире, своей страной. Стало гораздо больше национальных флагов. Их вывешивают не по праздникам, а просто потому, что появляется гордость, которую не нужно скрывать. Потому что прекращают сидеть на табуретке в углу и занимают главное место за столом переговоров. Потому на наших глазах уходят в прошлое ситуации, когда государство, которое без увеличительного стекла невозможно найти на карте мира, с населением уездного города в китайской провинции, диктует свою волю просыпающемуся дракону.

Да-да, из поездок я, как правило, возвращаюсь именно на таком эмоциональном подъеме и между мажорной и минорной нотой всегда выберу оптимизм. Да, тут не все идеально. Да, что-то удивляет (читай: раздражает), да, многие китайцы просто запредельно, уникально, невыносимо, фантастически тупы, но ведь в каждой нации есть такие не самые сообразительные люди. Китай с его мощью и целеустремленностью придает сил. Словно заряжаешься из мощной розетки и начинаешь светиться изнутри, как персонажи бестолковых голливудских фильмов про супергероев. 


Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
353
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
377
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1760
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2248

Другие новости