Городок на воде недалеко от Шанхая – так называемая китайская Венеция. |
Пугающее словосочетание «континентальный Китай» теряет свое угрожающее значение и даже наоборот, обрастает комплиментарными смыслами. Очень чисто, совершенно нет ощущения опасности, люди в большинстве своем одеты модно и с неким местным шиком. Совершенно нет пробок (пекинские дороги даже вспоминать не хочу). Нет лихорадочной суеты Гонконга. Ощущение, что люди приезжают сюда тратить деньги и получать удовольствие от жизни – вокруг такой вечерний сочинский променад вайб.
К автопрому я практически равнодушен, но за прошедшие четыре года рядом с нами тихой сапой произошла настоящая революция. Если раньше мы смотрели на «китайцев» как на машины-с-особенностями, немного снисходительно, то через пять лет весь европейский автопром будет биться как рыба об лед, пытаясь противостоять Великому Китайскому Карданному Валу (ВККВ). Десять кварталов на такси проехал – словно с орбиты Сатурна вернулся. У них тут не просто панорамный лючок в крыше, у них вся крыша стеклянная. Огромный дисплей, мягчайшие люксовые поверхности. А в ряде моделей и для пассажиров заднего ряда огромные сенсорные мониторы. Двери автомобиля раскрываются, как бутон цветка – вверх и вбок.
Пока европейцы раз в год готовят новую модель, меняя форму подстаканника и добавляя точки в логотип на капоте, китайцы создали/купили/стырили (для истории неважно, как это произошло) настоящие космолеты. И поверьте, ни один водитель, попробовав новый китайский автопром, больше не сядет за руль «европейского» бренда, потому что уже сейчас между ними – пропасть.
Фото автора |
По отелю, в котором я жил, ездит ведро-консьерж, похожий на R2D2 из «Звездных войн» – убирает, доставляет что-то. Китайский автопром незаметно прошуршал от смешных и корявых драндулетов к неземным формам жизни. Сейчас всей планете не до автосалонов, но как только ситуация успокоится, я с упоением буду читать ревью профильных специалистов. Потому что то, о чем я пишу, – это не теория. Это уже произошло. Те концепты, с которых сдувают лабораторную пыль европейские дизайнеры, уже снуют по улицам китайских городов в немыслимых количествах. Шуршат покрышками по идеально ровному асфальту. На улицах Шанхая сейчас то, что через пять лет будет во всех городах мира. Время от времени происходят такие цивилизационные скачки, которые визуально очень заметны.
Европейцы сейчас выглядят как рыцари, высыпавшие на поле, чтобы по старинке начать рубиться мечами врукопашную, а перед ними – частокол пехоты с мушкетами. И вроде уже доспехи надели, и вроде рубиться нужно, а ситуация кардинально изменилась. Поэтому-то так беспомощно прозвучали слова кого-то из еврочиновников: «Китай ведет нечестную конкуренцию! Их машины слишком дешевые!» Смехота.
Космические тортики-пироженки по вполне земной цене. Фото автора |
Зашел в торговый центр, на первом этаже магазин – диагонали, спирали, хай-тек и стремительный хром. Что продают? Тортики и эклеры. Экспонирование, словно тут высокотехнологичное производство – смартфоны и ноутбуки, а не тортики по 500 руб. за штуку. Может быть, какой-то миллиардер-филантроп-сладкоежка решил продвинуть свой товар? Не понимаю. Первый этаж крутого торгового центра, толпа вышколенного персонала, дизайнерское оборудование, наверняка конский ценник арендных ставок. И – тортики. Космические тортики по вполне земной цене. Походил по этажам – ну, в Китае как всегда. Оригинальные бренды соседствуют с какими-то KoraDior. Кора-Диор! Береста-Шанель, блин.
Фото автора |
Посетил городок с непроизносимым названием Zhujiajiao, Чжу-цзя-цзяо. Как правило, для описания этого места используют шаблонный аналог: «китайская Венеция» – любим мы, конечно, описывать мир через сравнение: «Сити – московский Нью-Йорк», «ВДНХ – сталинский Диснейленд». Ну, не важно. Суть он передает. Городок на воде, недалеко от Шанхая. Начал формироваться еще 500 лет назад и за прошедшие столетия сумел не расплескать весь свой шарм. Мостики присутствуют, каналы присутствуют, плакучие ивы – в ассортименте. Есть даже местные гондольеры.
Вспомнив венецианский «грабеж» с их 200 евро за посадку, я решил совершить вояж по каналам на местной лодочке, конечно, ничего общего с элегантностью венецианских гондол не имеющей. Но и цена 2400 в рублях показалась привлекательной по сравнению с прайсом итальянских бандитов с веслами. Сажусь на скамейку, гондольер улыбается и начинает выписывать вензеля. Там виднеется мост, тут какая-то пагода – думаю, увижу их снова на обратном пути. Плыву, делаю снимки и радуюсь удачной сделке: «Посмотрю весь город с воды». Проходит девять минут, мы приплываем в какой-то тупик, и мой лоцман жестами показывает, чтобы я выметался. Заплыв закончен. В смысле? Мы настолько привыкли, что подобные путешествия завершаются там, где начались, что вот такой one way trip – дорога в один конец – вызвал у меня ступор. Я, конечно, не очень расстроился, но сделал вывод, что гондольеры – они во всех точках мира оправдывают свое название.
Фото автора |
Пообедал пельмешками. В том же простом уличном кафе наблюдал две пары европейцев со смесью паники и отвращения на лицах. Это, конечно, удивительный для меня феномен. Визитировать континентальный Китай и удивляться местному колориту? Шанхай – это не Цюрих, милочка, здесь нет твоих летаргических ритмов, и, направляясь сюда, нужно быть готовым к тому, что все будет совершенно иначе, чем ты привыкла.
Несколько раз мысленно сравнивал его с Гонконгом. И могу уверенно заявить, что во многих аспектах Шанхай не уступает и даже превосходит своего азиатского брата. Полное ощущение безопасности. В Гонконге остался флер флибустьерства и хозяйничавших там триад (спасибо местному кинематографу, который на протяжении десятилетий спекулирует на образе «бандитского» города и создает полное ощущение, что в любой подворотне затаились отмороженные бандюки с тесаками). В Шанхае безопасно и чисто. И с финансовой точки зрения поездка не обременительна.
Шанхай