Площадь Националь в Монтобане окружают кирпичные здания XVII века, построенные на месте уничтоженных пожарами средневековых деревянных домов. Фото Дидье Декуэна
В путешествиях по юго-западу Франции я заезжала в Монтобан несколько раз – побродить по субботнему рынку или пообедать на площади Националь.
Послеобеденная прогулка однажды привела меня в Ботанический сад на берегах речки Теску – чудесное место для отдыха и пикника в пешем доступе от центра города. Среди деревьев и цветников я наткнулась на особенный камень. Надпись на нем гласила, что небольшой участок земли, лежащий передо мной, – это символический дар города Монтобана племенам американских индейцев чероки и осейджей в память о том, что в 1829 году трое осейджей смогли вернуться домой из путешествия по Европе благодаря щедрости монтобанцев.
– Индейцы в Монтобане?! Какая чушь! – не поверила я. – Чего только не придумают для туристов!
Напрасно сомневалась. История оказалась захватывающей.
Воины из племени осейджей – впечатляет! Джордж Кэтлин. Воины осейджей. 1854. Берлинский этнологический музей |
Французы начали колонизацию Северной Америки в XVII веке. В 1803 году первый консул Французской республики Наполеон Бонапарт отказался от идеи строительства заморской империи и продал США громадную территорию Французской Луизианы, простиравшуюся от Великих озер до Мексиканского залива.
Индейцы племени осейджей были грозными воинами и охотниками на буйволов на великих равнинах Миссури, Канзаса, Оклахомы и Арканзаса. Французские колонисты предпочитали не сражаться, а торговать с ними, поэтому многие индейцы выучили их язык. Осейджи сожалели о смене власти, поскольку США вели себя на их землях значительно агрессивнее Франции.
В 1827 году группа из 12 осейджей отправилась в грандиозное путешествие, чтобы навестить французов на их земле. Им предстояло добраться по рекам до Нового Орлеана и пересечь Атлантический океан. На порогах Миссури их плоты перевернулись. Ценные шкуры, которыми осейджи планировали оплатить переезд, утонули. Шестеро повернули назад, остальные продолжили путь.
Они представляли собой живописную группу. Четыре рослых воина в головных уборах из перьев, с разрисованными лицами и обнаженными торсами. И две женщины в ярких нарядах, с длинными, гладкими волосами. Встретив их в Сент-Луисе, предприимчивый американский полковник, француз по происхождению, Дэвид Делоне почуял выгоду и за свой счет перевез индейцев во Францию.
27 июля 1827 года, когда судно прибыло в Гавр, весь город восторженно встречал «дикарей». В течение трех месяцев их показывали в театрах, на ярмарках и в частных домах. Они побывали даже при дворе короля Карла X. Ажиотаж вокруг них достиг такого масштаба, что яркие индейские цвета и узоры проникли в парижскую моду.
14 июля 1992 года город Лафрансез торжественно передал этот небольшой участок земли племенам навахо и пауни. Фото из архива автора |
Дэвид Делоне оказался жуликом. Публикации в прессе сыграли с ним злую шутку – его опознали жертвы аферы с наследством. Делоне оказался в тюрьме.
О дальнейших скитаниях осейджей мало известно. Германия, Австрия, Италия, везде один и тот же сценарий – восторженный прием, потом равнодушие и забвение.
Всеми брошенные осейджи мечтали вернуться домой. В Италии они разделились. Трое решили вернуться в Париж, чтобы просить о помощи популярного в Северо-Американских Штатах французского политика Жильбера Лафайета. Их следы затерялись. Трое других – Маленький Вождь, Великий Воин и Женщина Сокол – направились в Монтобан, где жил бывший епископ Французской Луизианы Луи Гийом Дюбург.
Трое осейджей появились у ворот епископской резиденции в ноябре 1829 года. Голодные и холодные, они являли собой жалкое зрелище – зима была ранней и суровой, как никогда. Епископ Дюбург приютил их и немедленно организовал в Монтобане и Тулузе сбор средств на билеты в Америку. Уже через несколько недель индейцы взошли на борт судна.
Великий воин и его спутники вернулись к своему племени, которое за время их отсутствия было выселено в Канзас.
Нефть и кровь
В 1989 году родилась ассоциация «Оклахома–Окситания», которая организует культурный обмен между племенами американских индейцев и Францией.
Спросите, почему Оклахома?
В 1872 году власти переселили племя осейджей из Канзаса в резервацию на севере Оклахомы. 30 лет индейцы влачили жалкое существование, пока на их территории не открыли крупнейшее в США месторождение нефти. К разбогатевшим осейджам хлынули толпы желающих поживиться за чужой счет. Индейцев обирали юристы, назначенные государством для защиты их интересов. Их убивали ради присвоения земель и доходов. На основе этих событий Мартин Скорсезе снял фильм «Убийцы цветочной луны», выпущенный в прокат в 2023 году.
Нефтяные деньги практически уничтожили племя осейджей. Их дети учились в университетах, путешествовали, покупали автомобили и дорогую одежду. Национальные традиции и язык постепенно забылись.
***
Социальная активность французов – пример для подражания. Во многих старинных городах и деревушках существуют ассоциации, помогающие сохранять историческое наследие. Энтузиасты по крупицам восстанавливают события прошлого, собирают средства на реставрацию, организуют фестивали и конференции.
Позже в городке Лафрансез я встретила еще один знак, символически передающий индейцам кусочек французской земли – ассоциация «Оклахома–Окситания» вовлекла в культурный обмен уже около десятка городов юго-запада Франции.