Занятия в клубе прививают основы безопасного вождения, технической культуры, дисциплины.
Долгое время в нашей стране царил лозунг: «Техника решает все!» В речи 1935 года т. Сталин отчеканил: «Кадры, овладевшие техникой, решают все!» И сегодня, в эпоху иронии по поводу всех лозунгов, важность технической грамотности кадров растет с каждым дополнительным «км/ч», «л.с.» под капотом.
2023-й, официально Год преподавателя, должен привлечь внимание к людям, нашедшим свои ноу-хау формирования технически грамотного поколения.
Автомобили багги – точка, где сходятся спорт, изначальный интерес молодежи и детей к скорости, соревновательности и подготовка нации к жизни в машинном мире. Buggy («жучок») – предельно облегченный автомобиль: сняты кузов, двери, крылья… Как и джип, багги пришли из США, конкретнее – US Army. Справочники приводят типы багги, виды соревнований на них: автокроссы, ралли и трофи-рейды. Но здесь лучше представить человека, специалиста, а уж он развернет «путеводитель по стране Багги»…
Сергей Васильевич Стяжкин родился в городе Находке Приморского края. После морского училища – штурман на китобойном судне. Еще до поднятия всемирной волны «Защита китов» ушел на берег. Работал водителем-испытателем на ВАЗ в Тольятти. Квалифицированного гонщика плюс кандидата в мастера спорта по акробатике, Сергея пригласили в трюковую группу Леонида Гайдая: ставил, исполнял трюковые номера в фильме «Спортлото-82». На «Мосфильме» окончил школу автотрюкового искусства, квалификация – «автокаскадер». Его любимый трюк – постановка любой автомашины на два колеса – с виража, без приспособлений.
Чемпион России 1990 года по авторалли (класс «Волга»). В 1987 году, вернувшись в Находку, создал клуб «Автородео». В августе 2009 года исполнил трюк «Петля мужества». Эта «мертвая петля» на автомашине была его давней мечтой. Долгие расчеты, монтаж круга: внутренний диаметр 12,5 м. Риск громадный – но благородный, осмысленный, как у его воздушного предшественника, знаменитого летчика Нестерова. ТВ, толпа зрителей, овации…
Но после той всероссийской сенсации Сергей Стяжкин идет... в ученики. В школу «Пилот» тренера детской сборной России по мини-багги А.Э. Даниленко, призера этапов кубков мира и Европы. Получил квалификацию «детский тренер по мини-багги».
Учится дальше: пилотирование болида класса «Формула-мастерс», получил квалификацию «джентльмен-драйвер». Но и это не все! В Дальневосточном федеральном университете прошел программу «Физкультурно-спортивная работа в организациях среднего и дополнительного образования».
По мнению Сергея Стяжкина, багги – идеальный тип машины для Приморья. |
Ответ Сергея Васильевича на мои «почему?» неожиданно прост: «Гляньте на карту нашего Приморья. Сопки и горы. Идеальная машина для них – багги. Мы не только тренируемся на пригородной базе, но и путешествуем по родному краю, Дальнему Востоку».
Да, организатор путешествий по Тихому океану, Дальнему Востоку Сергей Васильевич – член Русского географического общества. Но как люди встречают его энтузиазм?
Стяжкин: «Родители мне доверяют детей по многим причинам. Мы даем основы безопасного вождения, технической культуры, дисциплины».
К этой констатации добавлю: качество, характер обучения ограничивают численность групп. Так что родители порой упрашивают принять их детей. Знают: через несколько лет придется покупать им автомобили, а обучение в клубе «Автородео» реально повышает шансы сохранить их жизни, сберечь деньги на авторемонт. Выплеснув весь скоростной задор на занятиях на глазах у такого гонщика и трюкача, юноши вряд ли будут хулиганить на дорогах, участвовать в ночных, черных неофициальных гонках… Так каратисты, воспитанные правильными сенсеями, не становятся уличными мострами.
Плюс ученики Стяжкина собирают-разбирают багги: это возможность починить свои будущие авто. И уважение в сообществе «водил», глубоко презирающих мажоров, не умеющих капот открыть.
Сейчас у Сергея 20 учеников во Владивостоке, 12 в Находке и… нескончаемый поток взрослых учеников – желающих открыть подобные клубы. Интересуются в Якутске, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и далее: Корея, Япония, Китай, Вьетнам.
Стяжкин: «Действующих тренеров с высшим образованием по техническим видам спорта – на всю страну шесть человек вместе со мной».
Еще об одной весьма симптоматичной нынешней проблеме он лишь упомянул, но я хорошо ее представляю. Пару лет назад я публиковал в «НГ» очерк о тренере девочек-футболисток Максиме, сам был его помощником и видел. Риски, кругом риски! Помню, глава Дмитровского района выделил автобус отправить нашу команду на турнир в соседнюю область – уже напряг: где-то случилась авария, и сразу число согласований, разрешительных бумаг утроилось.
Это ладно, дорожные риски (вероятность которых, кстати, опосредованно сокращает Сергей). Но есть еще риски другого рода. Недоброжелателям, готовым «привлечь», запугать тренера, стало гораздо проще, так что многие бегут из профессии. Есть у Стяжкина соответствующая печальная статистика и по автотехническим клубам, секциям.
Но полное обнуление всех и всяческих рисков? А то, что 100-килограммовые детки «под присмотром» лежат дома: чипсы, интернет – это не риски разве? Потому думающие родители и гоняются за такими «законченными фанатами» своих видов спорта, как Сергей Стяжкин. А почему администрация, все, имеющие отношение к молодежной политике, не поддержали – непонятно. «Тратит этот каскадер свои гонорары – значит, ему интересно. Ну и ладно!» А Сергей Стяжкин порой с трудом оплачивает площадки, ангары из своих гонораров...
Их величества Простота и Эффективность обеспечили такую популярность этой неказистой на вид машине. Фото автора |
Надо упомянуть и о багги, как деликатно выражаются справочники, «двойного назначения». Характерно, что первое серийное их производство (марки «Чаборз М-3» и «Чаборз М-6») было начато в Чечне на базе Российского университета спецназа в Гудермесе. И подробности боевых операций показали огромную эффективность этой легчайшей техники. Некий сухопутный аналог «москитных флотилий». Клепают их порой «на коленке» из любых подручных автомобилей. Я бы сравнил багги с тачанками 1920-х: тоже продукт не специальных КБ, не заказ генштабов. Сугубо народное творчество. Их величества Простота и Эффективность обеспечили багги такую популярность.
Багги – это еще и инжиниринг. Подготовка кадров от рабочего до изобретателя, нового Генри Форда. Открытые колеса дают возможность видеть внутренность авто, работу подвески. Это способствует развитию инженерной мысли. В общем, багги могут стать точкой входа в мир техники, спорта, здравой молодежной политики.