0
9247
Газета Стиль жизни Печатная версия

24.09.2023 17:25:00

На Байкале Вампилов – живой...

Стоило приехать сюда, чтобы в этом убедиться

Елена   Радченко

Об авторе: Елена Юрьевна Радченко – драматург.

Тэги: александл вампилов, пьесы, театральная осень, байкал, леонид беспрозванный. ангарск, иркутск


александл вампилов, пьесы, театральная осень, байкал, леонид беспрозванный. ангарск, иркутск Удивительный и безбрежный Байкал. Фото автора

Начало 80-х для меня прошло под знаком Валентина Распутина и Александра Вампилова. В Московском институте культуры мы неустанно инсценировали их рассказы, ставили отрывки и спектакли. Распутин к тому времени уже написал «Уроки французского», «Рудольфио», «Живи и помни», «Последний срок». С будущим мужем я познакомилась во время работы над маленьким спектаклем по его рассказу – о встрече мужчины и женщины через 20 лет после окончания войны на областном совещании передовиков сельского хозяйства. Рассказ так и назывался – «Встреча», правдивый такой, честный и щемящий. Перечитав его сейчас, подумала – ну какие мы, городские жители начала 80-х, были «передовики производства», доярка и механик? Видела тогда же в одном московском театре «Последний срок», спектакль пролетел мимо, не оставив в памяти ни одной сцены. Распутина читали, для сценического воплощения он был труден, не всем давался.

Другое дело – Александр Вампилов. Для чувствительных студенток ранняя смерть корреспондента молодежной газеты и драматурга (утонул в Байкале накануне своего 35-летия) сразу делала его «живее всех живых». Спектакли после смерти автора тогда шли по всей стране, некоторые были вполне удачными. Ну и мы, студенты, припадали к источнику – я играла Валентину в «Прошлым летом в Чулимске», Нину в «Старшем сыне».

И вот, пережив «иные времена – иные песни», получаю приглашение на XXVIII фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале». Спектакль по моей пьесе «Квартира для расставаний» в постановке режиссера Ирины Бушуевой вошел в конкурсную программу. И, как потом оказалось, впервые за 28 лет существования фестиваль позвал драматурга...

В аэропорту Иркутска нас встретил водитель такси Николай. Двухчасовая ночная поездка к месту фестиваля – базе отдыха «Утулик» – по горному серпантину с несущимися навстречу фурами и погружением в проблематику местной жизни. Главная из которых – бесстыдное поведение местной нерпы, которая умудряется за ночь сожрать всю рыбу в раскинутой рыбаками, не признающими запрет на ловлю байкальского омуля, сети. «Утром приходишь, а она сидит такая, – возмущался Николай, – на камушке греется. И смотрит на тебя, дурака. А ты потом два дня отлеживаешься, спина болит – надорвал, пока сеть-то тянул. Она ведь тяжелая, хоть и пустая».

Также Николай посвятил нас в историю своих взаимоотношений с бурятским шаманом, которого он просил избавить его от визитов чертей, полюбивших проводить время на крыше сторожки, в которой ему приходилось ночевать по долгу службы. Хорош был и рассказ Николая про кота, который гуляет между окопами на СВО. Пришел этот кот в окопы к российским солдатам с украинским флагом на шее. Наши солдаты эту ошибку исправили – ушел кот уже с российским флагом. Вернулся – с запиской. Что было в записке – не для печати. Примерно такого же содержания текст был отправлен в ответ. Далее стороны перешли к мирным переговорам, а потом и к чаепитию на нейтральной полосе. Николай признался, что байка эта гуляет по интернету, но поклялся, что сам лично слышал ее от бойца, раненого на СВО.

...Уникальным человеком была придумана «Театральная осень на Байкале». Леонид Беспрозванный – автор 12 книг и режиссер народного театра «Чудак» в городе Ангарске Иркутской области. Ангарск – ухоженный и благоустроенный город с более чем 200-тысячным населением и неблагополучной, увы, экологической обстановкой. Как говорят, жизнь города крутится между Ангарской нефтехимической компанией и Ангарским электрохимическим комбинатом, дающим вместе с еще одним уральским заводом большую часть мирового производства урана-235, основного топлива атомной энергетики.

207-8-2480.jpg
Памятник драматургу Александру Вампилову
в Иркутске.  Фото Георгия Долгопского
Первая моя зрительская удача на фестивале – булгаковское «Собачье сердце» от ангарского театра «Чудак». Постановщики очень удачно выпустили на сцену Клима Чугункина – того, кто «подарил» псу Шарику после своей кончины важные жизненные органы. Правда, назвали создатели спектакля этого персонажа не Чугункиным, а Существом. Наверное, для большей инфернальности. Сотворцы этого нового инфернального мира – весьма живописная толпа народа и компания Швондера – все, кто противостоит профессору Преображенскому и доктору Боменталю и втягивает в свою орбиту «нового человека» Шарикова.

Кстати, фестивальный показ «Собачьего сердца» завершился самым неожиданным образом: после поклона на сцене остались двое. Молодой человек встал на колено и сделал предложение руки и сердца своей избраннице. Зрители приветствовали красивую пару аплодисментами. «Мысль семейная», надо заметить, одна из самых основополагающих в любительских театрах. Здесь рождаются семьи, а потом на сцену выходят и подрастающие дети, играют вместе с родителями.

Еще одним безусловным фаворитом фестиваля оказался «Последний срок» в народном театре «Люди» города Байкальска. Самый южный город Иркутской области с населением в 13 тыс. человек, закрытым целлюлозно-бумажным комбинатом, лишившим горожан стабильной работы, малоэтажной застройкой (бывают землетрясения). Получив компенсацию за ущерб от последствий землетрясения в 2008-м, говорят, можно было перебраться в Иркутск. Вот только как от Байкала-то, на берегу которого он стоит, уедешь?

Валентин Распутин считал «Последний срок» своей главной книгой. И вот этот спектакль театра «Люди» – без каких-то особенных постановочных изысков, без указующего режиссерского перста и актерского нажима – втягивает в свою орбиту и не отпускает. Старуха Анна «кончается». Сын Михаил отбил телеграммы братьям и сестрам. Дети собрались у смертного одра, чтобы честь по чести проводить мать в последний путь, но произошло чудо – увидев своих детей, старуха Анна встала...

Чудо нарушило ожидаемый ход вещей. Дети прямо сейчас должны решать «неудобные» вопросы: что они скажут на работе, ведь они отпрашивались на похороны? С кем из них останется теперь мать? Конечно, это распутинская притча. Но эффект абсолютной аутентичности происходящего – в темпоритме, актерских оценках, костюмах – потрясает всех в зрительном зале, включая тех, кто при этой авторской реальности и не жил. Байкальск – на одной географической широте с Лондоном, побратим его (привет 90-м!) – американский городок Саут-Лейк-Тахо, а правда в том, что и сейчас время течет здесь, на берегу Байкала все так же, по-распутински... В тех же нравственных координатах тех самых «вечных ценностей», понимаемых не как догма, а как вопрос, обращенный к совести человека.

А еще обаятельный народный театр «Предместье» из Иркутска со спектаклем «Старосветские Ромео и Джульетта», театр «Зеркало» из Железногорска-Илимского, театр кукол «Алешка», школьный театр «Шкода» из Ангарска, театр «Экспромт» из Нижнеудинска…

Спектаклей по пьесам Вампилова в программе фестиваля не было. Но стоило мне вспомнить пьесу «Прошлым летом в Чулимске» и задать вопрос о происхождении названия городка, как я услышала несколько версий. Самая убедительная – от историка Андрея Никифорова, артиста театра «Зеркало». Он рассказал, что Вампилов соединил два хорошо известных ему как корреспонденту областной молодежной газеты названия: Нижне-Илимск и Чуна. И такая очень важная подробность: чайная – место действия пьесы – была списана с реального дома купца-миллионера Якова Черных, жившего в Нижне-Илимске. Сейчас мы уже не увидим ни чайную, ни сам городок Нижне-Илимск, он ушел под воду после строительства Усть-Илимской ГЭС. Андрей же напомнил, что одним из первых вариантов названия пьесы было не «Прошлым летом в Чулимске», а «Лето красное – июнь, июль, август...».

Кстати, Вампилов не утонул в Байкале (говорила мне мама: «Не верь Википедии!»). За два дня до 35-летия, 17 августа 1972 года, он отправился с другом на лодке за рыбой, на обратном пути лодка перевернулась. Скончался он уже на берегу, и не от переохлаждения – от сердечного приступа. Так говорят его земляки. Они-то знают...

Нынче в самом конце августа Байкал был теплым и ласковым: качал-баюкал на волнах, выходить из воды на берег не хотелось. И все расценили это как настоящее чудо... 

Иркутск- Санкт-Петербург


Читайте также


Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Глеб Тукалин

В регионе недовольны мерами правительства против серых майнеров

0
6083
Эн+ показала карьерные перспективы иркутским студентам и школьникам

Эн+ показала карьерные перспективы иркутским студентам и школьникам

Василий Столбунов

0
11156
Региональная политика 14-17 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 14-17 октября в зеркале Telegram

0
10018
Теплый ком невмещаемого тепла

Теплый ком невмещаемого тепла

Владимир Буев

Пессоа и Вендерс, иркутский огонь и московские медные трубы

0
1780

Другие новости