История и современность гармонично совмещаются в одном кадре. Фото автора
…Вернулся в Китай после четырехлетнего перерыва. Утро первого дня началось с дегустации кофе с водкой в местной сети кофеен. Гид находит адрес, сообщает: «пЕшком. нЕдолго» – именно так, на сербский манер. Делаем заказ, и в ответ слышим: «Время ожидания заказа – час»! ЧАС ждать кофе? Вы смеетесь вообще? Да нам обед за полчаса готовят! Что они собираются час делать? Плеснул водки в капучино, да и все!
Ну ок. Подождем. Удивите нас. Маркетинг – это одно, а вкус – совсем другое. Если невкусно – плюну и расскажу, как меня развели маркетологи. Но должен признать, не обманули, паразиты. Это реально вкусно. Стакан со льдом, крепкий кофе внизу, плотный мусс вверху и, конечно, вкус алкоголя. Помните, в детстве конфетки с ликером? Только там вкус был приторно-сладким, а здесь все сбалансировано. В меру сладко, в меру пряно, необычно по текстуре, внешнему виду, беспрецедентно по вкусу. Просто идеальная комбинация. И в этой связи у меня вопрос: куда смотрят наши сети? Уже все придумано китайцами. Бери и дери! Кофе с водкой – однозначное хАо поездки.
Курьеры с желтыми ушками бесстрашно снуют по улицам города. Фото автора |
На Стене так вообще уровень «хаошности» зашкаливал. Или за обедом. Кормят здесь так, как не кормят больше нигде в мире. Представьте тазик пряной свинины на подушке из тонкой лапши со свежими овощами, обильно политой каким-то неведомым соусом.
– Пожалуйста, не нужно нам тазик супа. Мы все равно не съедим. Принесите полпорции!
– Просим прощения. У нас по рецептуре – тазик.
В выпендрежных китайских ресторанах на столах нет ни соли, ни перца. Ибо, по замыслу владельцев, мы должны есть именно в той комбинации вкуса, какой ее задумал шеф-повар. Архитектура китайской кухни в отличие от японской, построенной на сегментировании вкусов, предполагает как раз этих самых вкусов смешение. Все, что есть на столе, можно легко рифмовать друг с другом, не опасаясь, что пазл не сложится. Это такой кулинарный конструктор лего. Каждый кубик идеально подходит к остальным. Как можно игнорировать эту кулинарную культуру, на которую китайцы потратили тысячи лет экспериментов?
Кофе с китайской водкой – абсолютный хит этого лета. Фото автора |
…Маски носят лишь официальные лица. Обычные люди не носят их вовсе. В отличие от Японии, где сложно найти местного без маски, здесь – с точностью до наоборот. И в этом смысле китайцы очень похожи на нас. На одном из перекрестков курьер на мотороллере, в шлеме с желтыми ушками, пролетел по диагонали четыре полосы плотного автомобильного движения, ни разу даже не притормозив. Как и у нас, фатализм прошит в ДНК нации.
С лингвистической точки зрения в Китае все предельно жестко. Кроме «хелло!» и широкой улыбки, в плане коммуникации большинство местных ничего предложить не может. Не раз вспомнился Задорнов с этим его: «Нашим туристам кажется, что если говорить по-русски медленно и четко, то их все поймут». Когда рядом не было гида, местные, также медленно проговаривая, пытались донести до меня что-то, на их взгляд, очень важное.
Не могу сказать, что китайцы в бытовом плане невежливые, скорее не обращающие внимания на условности. Совсем недавно страна была аграрной, а пару поколений назад большинство жителей вело совсем простой образ жизни. (Да что поколения? 12 лет назад, в первый приезд в Пекин, мы видели целые кварталы настоящих мазанок – глиняных домов.) Так вот эта аграрная психология находит отражение в подобном поведении. Все орут. Даже если собеседники находятся на расстоянии вытянутой руки.
Слоны, несущие счастье, древние боги и великий кормчий - на одной полке смешались самые разные страницы истории Китая. Фото автора |
За прошедшие четыре года значительно увеличилось количество электромобилей. У них зеленые номера, и машины с ними могут ездить по Пекину в любой день без ограничений. Стоимость километра раза в четыре дешевле, чем на бензиновом двигателе. Поверьте, лет через пять китайский автопром заткнет за пояс большинство авторитетных «европейцев».
Китай не ноет, а работает. Все производится. На бытовом уровне чувствуется, что все вокруг на 360 градусов – местное. Как-то в Черногории местный гид посетовал: «В стране два завода. Мы производим хлеб и пиво. Все остальное покупаем». О какой полноценной независимости может идти речь, когда у тебя все – привозное? Представьте, что у вас на кухне – шаром покати. Ни посуды, ни продуктов. Вы стучитесь к соседу. Какое будет к вам отношение? И вот такую независимость – «а можно соли щепотку?» – мы зачастую наблюдаем вокруг. Так что нужно не ныть, а работать. И в Китае это особенно заметно.
Запретный город по-прежнему манит миллионы туристов со всего света. Фото автора |
Какое-то время назад я уже писал о том, что нынешняя площадь государств находится в прямой зависимости от доблести и храбрости предков. И в этой связи Китай, разумеется, особая страна. И его территория обильно полита кровью. Своей и в большей степени чужой. Квадратные километры в Средние века никто просто так не раздавал. Стояли на светофоре, рядом – какой-то молодой парень. Ливень – стеной, а он – с совершенно ровной осанкой, словно не на мотороллере сидит с выхлопной трубой, скотчем примотанной, а на скакуне во главе целого войска. Достоинство и стать. Всегда восхищался такими людьми. «Офицеры зонтиков не носят» – это как раз та же история. На улицах Пекина множество живописных персонажей, хранящих стать и благородство великой нации.
Много детей. Много маленьких китайцев. Тех, кто будет отправлять ракеты в космос, и тех, кто будет шить тапки для остальных, кто тапки шить не умеет.
Конечно, в Китай нужно возвращаться снова и снова. Теперь, когда граница открыта и появились прямые рейсы, он стал манить по экспоненте.
И да, Китай – это прям хАо.
Пекин- Москва