Главное – выбрать в виртуальные собеседники специалиста, а не самозванца. Фото с сайта www.freepik.com
Заболела я как-то неожиданно, впрочем, так оно обычно и случается, и вот она, проблема, – некому утром выйти с собакой. У сына свой «айтишный» режим: «Мать, я смогу часа в два». Он сможет, да собака не сможет дотерпеть. Дочь вообще работает в другом городе. Короче, сунулась я в интернет – забила «услуга выгул животных», и первой среди услуг вдруг выскочило мне предложение побеседовать. Так и написано: «Собеседник на час».
В итоге собаку удалось навязать живущей рядом подруге, а я, благо все равно валялась в постели, решила подробнее вникнуть в новый сервис. Предложений выскочило много, среди которых одно оказалось от коуч-тренера. Она сразу мне ответила, что мы вместе победим мир. Еще была милая девушка, которая только начинала эту деятельность, был даже один шофер-дальнобойщик и т.д. Я же выбрала симпатичного молодого человека по имени Сергей – на фото он был в белом халате, и у него я насчитала больше всего хороших откликов.
Разброс цен оказался невелик: от пятисот рублей у начинающих до тысячи-полторы. Мой будущий собеседник хотел семьсот рублей за час. Назначили время разговора. Звоню.
Оказывается, мой выбор – недаром на фото в белом халате: он детский психолог в стационаре. Беседы по телефону – его хобби. Занимается этим уже два года.
– А что люди хотят: разовое общение, постоянное или как сложится? – спрашиваю я.
– Обычно разовое. Иногда говорят: позвоню еще, – отвечает он, – но, как правило, не возвращаются. Хотя у меня есть сейчас несколько человек, с которыми я общаюсь постоянно.
– То есть вы стали их психологом?
– Нет, наоборот, наши беседы превратились в дружбу. Даже встречаемся кофе попить. Но это все же не правило, – продолжает он. – Люди хотят, как в купе поезда: ты сел, поговорил, рассказал о себе кучу всего случайному попутчику, но кто ты, откуда – не важно. Собрал вещи – и вышел на каком-то полустанке. Именно это людей и привлекает. Ты им ни сват, ни брат, ни друг. Рассказывают ведь в основном те истории, которые не могут рассказать близким. И людям важно, чтобы их услышал чужой человек, завтра он тебя не осудит, не подшутит над тобой. Ты рассказал, что хотел, твой собеседник дал тебе какой-то совет, вы вместе поразмышляли, как тебе поступить в этой ситуации, ты повесил трубку – и все.
– А люди ждут от вас совета, – спрашиваю, – или просто хотят выговориться?
– Наверное, совета тоже. Редко бывает, что человек говорит-говорит, а потом: ну, ладно, пока.
Люди хотят, как в купе поезда: рассказал о себе все случайному попутчику, выговорился, и вы расстались навсегда. Фото РИА Новости |
– Знаете, – говорит Сергей, – тут не просто о сочувствии речь. Ведь когда человек рассказывает, он уже находит для себя какие-то решения. А вы ему нужны как внимательный слушатель, который, возможно, задаст наводящий вопрос или как-то еще поможет самому решить свою задачу, а не будет навязывать собственное мнение. Для меня как профессионального психолога этот момент очень важен. Когда я работаю как психолог, я не даю советов, не ставлю оценок. Работаю в рамках методик, короче. А вот когда я собеседник, то позволяю себе дать оценку. Вот девочка рассказывает: «Я устроила ему истерику, а он меня взял за шиворот и выгнал из дома». Я говорю: «Что ж ты за дурочка! Кто же истерики устраивает?!»
Интересуюсь, где для него та грань, что лежит между такой беседой и психологической консультацией. Оказывается, нередко ему приходится слышать: «Вы профессиональный психолог, так и давайте тогда психологическую консультацию!» – и отвечать на это так примерно: «Давайте, только «переобуемся» оба – консультация стоит четыре тысячи, а не семьсот рублей. Хотите поболтать – пожалуйста. Сейчас припаркуюсь, одену наушники, и можем обсудить вашу проблему. Но уж тогда с моими оценками, и тогда могу сказать что-то не очень лестное. Если хотите на профессиональную консультацию – запишите адрес и назначим время».
Справедливо. Но я еще не удовлетворила своего любопытства.
– Больше, наверное, звонят женщины?
– Пожалуй, да. И больше заявок от женщин среднего возраста. Причем, бывает, встречаются клиентки с психиатрией. Такие выкладывают заявки чуть не каждый день. Хотят своим способом выместить агрессию. Одна мне написала: «У меня есть сто рублей. Вы готовы на эту сумму?» Я спрашиваю: «А что вы хотите?» Она: «Я вас буду оскорблять, а вы будете меня слушать».
Удивляюсь – неужели совсем никто не звонит просто обсудить что-то «светское»: вот, книжку прочитал, кино посмотрел? Или, например, какая-нибудь бабушка скучает и хочет поговорить? Мой собеседник соглашается – да, для бабушек это был бы хороший выход, вот только бабушкам этот сервис вряд ли доступен по материальным соображениям…
– А какие сюжеты обсуждают те, кто просто хочет поболтать?
– Тоже в основном личные отношения. Еще есть любопытные: увидела первый раз такую услугу в интернете – решила воспользоваться. Сама типа в шоке, что сижу сейчас с вами разговариваю. Или: зашла на сайт найти мастера по ремонту стиральной машины – и вот…
– Ну, – говорю, – это как раз мой случай! Я искала человека на утреннюю прогулку с собакой.
Мне кажется, хорошо, что появилась такая услуга. Думаю, это влияние новейшего времени: раньше люди обходились родственниками–друзьями–соседями. Еще раньше проблему отчасти снимали священники: что есть исповедь как не излияние того, что на душе и мучает. Сейчас жизнь стала менее коммунальной и более изолированной. Люди стесняются обсуждать с близкими свои проблемы, которые раньше просто были бы у всех на виду.
Конечно, есть у этой услуги и минусы – к примеру, шестнадцатилетняя девушка сформирует запрос, откликнется сорокапятилетний мужчина. Они поменяются телефонами, созвонятся, а то и встретятся онлайн – никто же не несет ответственности, что будет дальше. А если у этой встречи будут не самые лучшие последствия? Классика жанра – пациентки часто влюбляются в своих наставников…
С другой стороны – жизнь пошла тяжелая, подобная поддержка необходима многим, но у кого-то просто нет денег на полноценную психологическую консультацию. Так пусть у таких людей будет шанс в виде виртуального «Собеседника на час». Главное – выбрать ответственного специалиста, вот как этот Сергей, а не коуч-тренера. И не дальнобойщика.