0
8275
Газета Стиль жизни Печатная версия

31.08.2023 18:38:00

"Которые лезут без очереди – на того благодать не сойдет!"

Поучительные истории о святыне, всевидящем фотографе и фантастическом писателе

Вардван Варжапетян

Об авторе: Вардван Варткесович Варжапетян – писатель.

Тэги: имя, имянной указатель, поучительные истории, очерки, богачук петр, виктор брель, рэй брэдбери


имя, имянной указатель, поучительные истории, очерки, богачук петр, виктор брель, рэй брэдбери Рэй Брэдбери хотел быть похороненным на Марсе. Пока не получилось. Иллюстрация NASA

«Независимая газета» мне не чужая, я пишу для нее столько лет, сколько она существует. В книге «ИМяННОЙ УКАЗАТЕЛЬ» я вспоминаю всех, кого встретил за 80 лет. Из этих встреч и составилась моя жизнь. А еще это краткая история моей страны, сложенная примерно из 3 тысяч историй разных людей. Среди них гении и безвестные обыватели, рабочие, крестьяне, домохозяйки, монахини, проститутки, солдаты, артисты, колхозники, мыслители и доносчики, убийцы и праведники, люди десятков национальностей, профессий, занятий, званий.

Вот очередные истории из моего собрания.

Богачук Петр – майор полиции. В ноябре 2011 года привезли в храм Христа Спасителя с Афона пояс Пресвятой Богородицы. И я пошел увидеть святыню. Первое, что услышал, выйдя на холод из метро «Фрунзенская», вещие слова: «Граждане! Которые лезут без очереди – на того благодать не сойдет!»

Услышал не от монаха, не от священника, не от патриарха – их до хрипа повторял в мегафон майор полиции. Я спросил у него имя и фамилию. «Зачем?» – «Голос у вас хороший. И слова правильные». – «В таком разе майор Петр Богачук».

Очередь была пятикилометровой. 13.00, среда, ноябрь, 23-е. Холодно, но ясно, солнечно, без ветра. Стоял я 17 часов. Приложился ладонью к поясу Божьей Матери.

Зачем я стоял? За благодатью? Мог бы и без очереди как инвалид. И знакомые писатели шли с другого входа (со служебного). Но я поверил майору Богачуку. Шел (так я сам себе определил) за тех, кто и рад бы здесь стоять, да далеко живет, или болеет тяжело, или в тюрьме. За многих скорбящих и болящих стоял, и было это мне не в тягость, а в радость.

Брель Виктор Тимофеевич (1937–2012) – фотогений, за 40 лет в редакции «Знание – сила» сделал 250 обложек журнала. Как он делал свои чудо-снимки? Очень просто. Редакционное задание: глобус, обычный школьный глобус. Витя пришел на фабрику наглядных пособий. Там был обед. Он бродил по двору и увидел мешок с глобусами, без подставки, но суть была найдена.

Витя был молчун. Лысый, нос перебит, руки грузчика. С такой внешностью много не говорят. Но когда Витя начинал говорить, все молчали, боясь пропустить хоть слово. Я слышал много его рассказов. Приведу один – про актера Иннокентия Смоктуновского. Приведу рассказ не полностью, только финал.

Фотосъемку спектакля «Царь Федор Иоаннович» в Малом дирекция театра запретила. На спектакль Бреля тайком провел Иннокентий Михайлович, усадив в суфлерской будке.

«Сижу за суфлером, зажатый с двух сторон стенами. Между потолком и головой суфлера сантиметров 10–15, щель. Начался спектакль. Мне видна была лишь небольшая полоса сцены. Вдруг на этой полосе возникли ноги Смоктуновского. Ноги прошли раз, два, потом стали тихо удаляться. Я сообразил, что моя затея с фотографированием обречена на провал. И тут случилось чудо. Иннокентий Михайлович, видимо, понял, в какую мышеловку меня загнал, и решил это исправить. Держась той части сцены, которая была мне видна, он стал уходить вглубь. Когда же он почувствовал, что я его вижу, на секунду остановился и бросил в мою сторону свой царский взгляд. Который я зафиксировал навечно». А вечность Брель умел видеть везде.

Брэдбери Рэй Дуглас (1920–2012) – американский фантаст. Когда подошло к концу мое заочное учение на газетном отделении факультета журналистики МГУ, я не ломал голову над темой диплома, она просто вспыхнула в голове: «ФАНТАСТИКА БРЭДБЕРИ». В 1960-е годы на русский уже перевели: «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Вино из одуванчиков», лучшие рассказы. Но работ по творчеству Брэдбери было мало: предисловия и несколько статей. Мне было где показать «ученость».

Начал я с того, что послал письмо в Америку (Лос-Анджелес, Шевиот-драйв, м-ру Брэдбери): не будет ли столь любезен м-р Брэдбери прислать мне какие-то автобиографические материалы, статьи о нем американских критиков и ответить на два десятка вопросов?

Надо сказать, что декан факультета Ясен Николаевич Засурский (хотя он и был американист) был не в восторге от моей темы. И уж совсем не обрадовался назначенный мне в научные руководители Дитмар Эльяшевич Розенталь, великий знаток русской орфографии и пунктуации. А когда он узнал, что я без разрешения, самовольно послал письмо в США, он ужаснулся.

Все обошлось, никуда меня не вызывали, но увесистую бандероль от Брэдбери сильно распотрошили; к счастью, я все получил – журналы, статьи про фантаста, а главное, большое письмо Брэдбери с его ответами на мои вопросы.

Первый мой вопрос был такой: «Что стало поводом для написания книги «451 градус по Фаренгейту» (1953)?» (Напомню: это температура, при которой вспыхивает бумага, тот градус ненависти, когда начинают сжигать книги.)

Брэдбери ответил: «Это был мой протест против бесчеловечности режимов в гитлеровской Германии, франкистской Испании и сталинской России». В его романе спасают великие, их заучивают наизусть, люди сами становятся книгами: некий Гаррис – Книгой Екклезиаста, социолог Грэнджер – «Республикой» Платона, доктор Симмонс – «Исповедью» Марка Аврелия; первая глава романа «Уолден» Торо живет в Грин Ривер, а вторая – в Йеллоу Фарм; жители одного крохотного городка хранят в памяти все сочинения Бертрана Рассела и т.д.

Фантастика? Да. В интернете теперь, наверное, есть все книги. Но культуру уничтожает не только гитлеризм и сталинизм, Пол Пот и аятолла Хомейни. Культура угасает, если ее постоянно не воспроизводить, не приумножать, она существует, длится только в человеке, через человека, от человека к человеку. Я физически чувствую, что градус все сильнее: дикторы уже с трудом склоняют числительные, люди с университетским образованием не в силах в уме перемножить семь на восемь, вслух читают чуть ли не по складам.

Много интересного в том письме было: оказывается, одна из 19 «салемских ведьм», осужденных за колдовство и повешенных в городке Салем (штат Массачусетс) в 1692 году – Мэри Брэдбери – была прапрапра… бабкой писателя. А правнук судьи Джона Готорна (самого жестокосердного из салемских судей) стал классиком американской литературы Натаниэлем Готорном. Еще было чудесное воспоминание, как 11-летний Рэй смотрел выступление известного фокусника Блэкстоуна – артист попросил мальчика выйти на сцену, засунуть руку в пустой цилиндр (убедить зрителей: цилиндр пуст), а потом на глазах мальчика достал оттуда кролика. Брэдбери решил стать фокусником и, кстати, добился успехов, даже выступал на школьных праздниках.

Я еще раз написал Брэдбери, поблагодарил за присланные сокровища. Он снова мне ответил. Диплом я защитил на «отлично». О чем и поспешил написать в Америку. Не написал только, что из его ответов на мои вопросы я не смог процитировать в дипломе ни одного его слова – все было сплошной антисоветчиной. Год шел 1970-й. Книги не жгли. Но «Письма к Луначарскому» Владимира Короленко еще держали в спецхране.

Брэдбери надеялся прожить до 100 лет. Он завещал похоронить его на Марсе, в кратере «Чикагская бездна»: «Я буду первым мертвым человеком на Марсе». Кстати, название кратера астрономы взяли из рассказа Брэдбери «Чикагская бездна», опубликованного в мае 1966-го. Брэдбери прислал мне этот журнал. Даже не знаю, что пожелать покойному Брэдбери: оставаться на Земле или отправиться на Марс? 


Читайте также


О любви к людям и грибам

О любви к людям и грибам

Вардван Варжапетян

Любопытные истории о том, что ушло без возврата, но всегда рядом  

0
5936
Извержение Этны и шоколад с перцем

Извержение Этны и шоколад с перцем

Татьяна Нефедова

Сицилия вобрала все лучшее от народов, когда-либо населявших ее

0
6098
Микроскоп для памяти

Микроскоп для памяти

Вардван Варжапетян

Писательские истории об усмирении оболтусов и других любопытных событиях

0
5695
Одни – на века, другие – на пока

Одни – на века, другие – на пока

Вардван Варжапетян

0
5674

Другие новости