Он был глубок в каждой роли. Кадр из фильма «Смерть на взлете». 1982
В августе родился Юрий Александрович Демич (1948–1990), блистательный и неповторимый талант. Заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, ведущий актер ленинградского Большого драматического театра (БДТ) в 1974–1987 годах, киноактер, снявшийся более чем в 40 кинофильмах, исполнитель главных ролей на театральной сцене и в телеспектаклях, чтец, мастер перевоплощения и художественного слова, выпускник Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского.
18 августа, в день его рождения, на протяжении многих лет я бываю на Ваганьковском кладбище на могиле Юрия. И там, в раздумьях, у меня всегда возникает тема: какое все-таки живучее зло и как много в нашей быстротекущей жизни несправедливости. Гибель Юрия – это невосполнимая утрата, трагедия, тяжелая рана мира искусства. Уникальный актер, чтец навеки остался молодым. Остались его работы. Все значимые театральные роли были прожиты актером на знаменитой сцене БДТ. Прекрасны многие главные роли в телеспектаклях и в кино.
И в каждой не разгадан до конца. Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана». 1985 |
Забыть этого артиста невозможно, как и его Гамлета («Гамлет», Шекспир), Моцарта («Амадеус», Шеффер), Сэмуэллера («Ярмарка тщеславия», Теккерей), Коцюбинского («Семья Коцюбинских», Левчук), Тулупова («Три мешка сорной пшеницы», Тендряков), Извекова (сериал «Первые радости»), моего тезку Павла (спектакль «Прошлым летом в Чулимске», Вампилов), Курносого («Энергичные люди», Шукшин), Жадова («Доходное место», Островский), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты», Островский), Власа («Дачники», Горький), Кошевого («Тихий Дон», Шолохов), Шиндина («Мы, нижеподписавшиеся», Гельман), Михаила («Жестокие игры», Арбузов) и многих других.
Как доносит Демич образ Игоря Крымова в фильме «Смерть на взлете»! Это что-то неповторимое и настолько сильное по воздействию, что снова приходишь к убеждению об уникальной природе артиста-творца.
Индивидуальность, эмоциональность, мужская красота, ум – все это Юрий Демич. Фото из архива автора |
Вспомните Лядова из кинофильма «Выйти замуж за капитана» (режиссер Мельников). Роль фотографа, журналиста-международника, который выезжает в точки беспокойного времени и волнений. Это накладывает отпечаток на персоналию и определенно характеризует его. Какими разными красками пользуется Демич! Здесь и «нарцисс», и «каменный цветок», надменность карьериста, художника-фотографа. В картине есть сцена обеда с председателем колхоза, в котором очевидны элементы комедийности… А над всем этим четко прослеживается тема жуткого одиночества мужчины, который, срывая одну за другой свои «маски», все-таки пытается найти себя, свое личное счастье. Знаю, что Юрий не любил эту роль. Об этом мне говорила его супруга Татьяна Люкшинова.
Она же рассказывала, как он, живя в Москве и работая в Театре имени Марии Николаевны Ермоловой, тщательно готовился к своим творческим вечерам, которые были очень длинны. Работал артист часто благотворительно, с чтецкими программами, очень волновался, а на сцене все было достойно, красиво.
Путь Юрия Демича в искусстве – это пример беспощадной творческой самоотдачи. Как он читал Есенина, поэму «Черный человек»! Невозможно слушать, не обомлев, без слез и волнения. Слава богу, что это можно найти в интернете. Мой любимый артист читал поэзию Николая Рубцова, любил ее. Бог даст, вместе с Татьяной Люкшиновой мы выпустим в свет CD-альбом неизданных записей избранных Демичем стихотворений. Немного таких альбомов из цикла «Великие исполнители».
Юрий Александрович познал славу, и это прекрасно: известность нужна в нашей профессии. Сложный характер, индивидуальность, ранимость, эмоциональность, мужская красота, ум – все это Юрий Демич. Он очень глубок в каждой роли и в каждой не разгадан до конца. И в таком огромном диапазоне – классика, современное прочтение детектива и пьесы бытовой темы, мир классической современной поэзии... Он был создан для сцены, экрана – это убеждение почитателей его таланта.
Юрий Демич говорил: «Артист на сцене должен жить страстно! Это мое убеждение… Я отдаю всего себя без остатка любимому делу. Актер должен говорить со сцены правду». И так на самом деле это и было в его короткой жизни. И еще он говорил: «А в жизни я хотел бы больше хороших и искренних собеседников, и тепла, и желания понять друг друга».