Очередное путешествие за Полярный круг – в Хибины.
Путешествия в моей жизни соперничают по важности с профессией дирижера. В них я черпаю вдохновение и силы для работы. Едва выдается свободный денек, сразу сбегаю из Москвы. Даже выходные пытаюсь использовать для коротких выездов куда-либо, как любил делать великий русский композитор Сергей Прокофьев, бывший заядлым автомобилистом и, кстати, гастрономическим туристом.
Заложили эту любовь еще родители, с которыми я в детстве ездил по есенинским местам, в село Константиново Рязанской области. Потом начал путешествовать самостоятельно по родной Москве, чем, конечно, доставлял немало беспокойства родителям, которые волновались, где я пропадаю. Когда получил права, отправлялся путешествовать, как в детстве, по Москве куда глаза глядят, и на Волгу в Кимры, и по Золотому кольцу. Позже съездил пару раз на Черное море.
А первое путешествие за границу было гастролями со студенческим коллективом в Австрию в 1995 году. Вена потрясла нас с однокурсниками настолько, что, нарушив все мыслимые визовые правила, мы маленькой группкой остались после гастролей в Австрии еще на несколько дней. В итоге, заплатив небольшой штраф за просрочку визы на границе, благополучно вернулись домой.
Идеальный формат путешествия для меня – это поездка на автомобиле. Автопутешествия дают невероятную свободу. Ты не зависишь ни от наличия билетов, ни от их стоимости, ни от расписания, ни от задержек или опозданий самолетов и поездов. Ты не нервничаешь и не мучаешься с багажом, который не нужно постоянно регистрировать и куда-то на себе тащить, кроме как от багажника своего автомобиля до гостиницы.
Но самое главное, что поездки на машине дают свободу при выборе маршрута и, что еще важнее, самые реалистичные впечатления от путешествия. Перемещаясь в пространстве, ты постоянно видишь смену пейзажей, климатических зон, слышишь, как диалекты и языки сменяют друг друга. А вместе с этносами меняются и дома, и гастрономические особенности. Когда ты путешествуешь по суше, видишь, как культура возникает на твоих глазах в реальном времени. Кстати, очень немногие современники понимали Антона Павловича Чехова, когда он в конце XIX века вдруг пустился в многомесячное путешествие через всю Россию на Сахалин. Я понимаю…
От самолетов в пользу автомобиля я отказался 16 лет назад, когда чартер, на котором я должен был лететь, задержался с вылетом на 12 часов без каких-либо объяснений причин и все это время 300 пассажиров промаялись в душном «накопителе» маленького черногорского аэропорта без воды и еды. После этого случая в моей жизни больше не было ни туроператоров, ни чартеров. С тех пор я объехал почти всю Европу на автомобиле не по одному разу, много раз бывал на Ла-Манше, два раза на мысе Нордкап (самая северная точка Европы). Осталось добраться до Гибралтара. А всего успел пока побывать в 41 стране мира.
В некоторых странах я был на гастролях. Но, к сожалению, гастроли и путешествия – это не одно и то же. Гастроли – это в первую очередь работа, и времени на посещение достопримечательностей крайне мало. В Америке я проехал на автомобиле всего в 100 километрах от Ниагарского водопада, но не было возможности отклониться от маршрута, чтобы его увидеть. Было невероятно обидно. А Большой Каньон увидел только из иллюминатора самолета.
Повезло: духи саамов пропустили на гору Воттоваара. Фото автора |
Побывал я и в Нарьян-Маре. Город приятно удивил: здесь сохранились самые яркие и главные постройки прошлого – деревянные почта и администрация. Обветшалые бараки потихоньку сносят, а на их месте строят комфортные, красивые и теплые дома. Много современных офисов нефтедобывающих компаний. Видно, что в регионе кипит жизнь. Люди очень отзывчивые и общительные. А какие здесь потрясающие блюда из оленины и северной рыбы! К сожалению, до средней полосы России ни оленина, ни северная рыба, такая как хариус, сиг или омуль, не доезжают.
Из путешествий по России огромное впечатление на меня произвела гора Воттоваара в Центральной Карелии. В Карелии ведь высоких гор нет. И вдруг посреди страны озер и лесов возник этот скальный массив высотой 417 метров с потрясающе живописными валунами площадью всего несколько квадратных километров. Восхождение на вершину занимает всего минут 40, а виды, открывающиеся вокруг, я не забуду никогда.
Фантасмагоричности пейзажу добавляют причудливо изогнутые ветрами хвойные деревца. Некоторые елочки противостоят напору ветра, оставаясь живыми, а многие засохли и так и стоят, словно декорации к загадочной и немного страшной театральной постановке. Добраться до этого места непросто: около 150 километров щебенки, а потом еще 25 километров бездорожья с огромными лужами по пояс, преодолеть которые можно не в любую погоду. Говорят, Воттоваара была древним капищем саамов, поэтому духи этого народа с тысячелетней историей рады не всем путешественникам: на Воттоваару можно и не попасть с первого раза. Нам повезло, нас духи пропустили.
А вообще в России осталось множество мест, где я еще не побывал. Не был на Байкале, не был на Дальнем Востоке, на Ямале и в Коми. Для жителя многомиллионного мегаполиса, мне кажется, невероятно важно побыть какое-то время в тишине, наедине с природой, там, где нет шума, суеты и огромного скопления людей.
В свое время в Норвегии меня поразили удаленные от благ цивилизации домики-дачки (их называют «хютта») или такие же рыбацкие «рорбу» у воды. Порой там нет ни электричества, ни воды, но почему-то люди такие «дачки» строят, и им там хорошо. Я очень рад, что подобные «хютта» потихоньку начинают появляться и у нас в России. У нас их называют экоотелями или глэмпингами. Правда, большинство из них все же оборудовано благами цивилизации.
Самое уникальное свойство нашей страны для путешественника – это ее бесконечность. У каждого жителя, мечтающего познать свою родину, есть неисчерпаемые возможности для этого – территория необъятна. Хватило бы жизни, чтобы увидеть хотя бы ее часть!