Двор Присутственных мест Казанского кремля отныне – рекреационная зона и для туристов, и для горожан. |
Современное благоустройство города, начавшееся с празднования тысячелетия города и благодаря большим, в том числе международным, событиям в 2010-х годах (ЧМ по футболу, Универсиада, начало проектирования высокоскоростной железнодорожной магистрали и др.), не сбавляет обороты и поддерживается республикой. И наравне с аутентичными местами в Казани появляются локации преобразованные.
Переосмыслять общественные пространства – сегодня в тренде, но по-настоящему выстреливают проекты, только удачно соединившие запрос горожанина и туриста с памятью места, иными словами, когда делают для людей (а как часто такое в России происходит?), сохраняя при этом традицию. В Казани таких мест появилось не одно и не два, а хватит уже на целый оригинальный маршрут выходного дня.
В музее-заповеднике «Казанский кремль» совсем недавно открыли объект, долгое время равнявшийся утилитарной функции. Здесь отреставрирован комплекс Присутственных мест XVIII века, который до последнего времени заселяли госучреждения, а во внутреннем дворе была расположена обычная асфальтированная парковка. И хотя почти не сохранилось чертежей внутренних интерьеров, дизайнерская стилизация после реконструкции отлично синтезировала дух старого времени высоких потолков и кованых лестниц с современной мебелью и практичной композицией пространств, насыщенных всеми востребованными туристическими точками. От едален на любой вкус и кошелек с национальной кухней до визит-центра и детского центра ремесел. А Двор теперь очищен и возделан с нуля – засажен зеленым садом вдоль белоснежной крепостной стены. И если сесть спиной к входной Спасской башне, а лицом к Консисторской, то открывается роскошный вид на маковки Благовещенского собора и стройный шпиль башни Сююмбике. Чуть отдаленный от главного кремлевского хода Двор, куда попадаешь через низкие своды арки, делает теперь пребывание в ключевой точке Казани не туристической спешкой, а созерцательной медитацией.
Если по Кремлевской набережной двинуться дальше вдоль реки Казанки, то приходишь к Национальной библиотеке, которая переехала в здание бывшего мемориала Ленина. Здание строили в типичном брежневском стиле, разве что облицовка не из уныло-серого мрамора, а из жгучего красного камня. Открылся он под перестройку, потому был почти сразу закрыт, затем здесь бытовал Музей национальный культуры (от него остался социалистический монумент внутри), а вот сегодня случилось его перерождение. Национальной библиотеке стало не хватать места для 150-летнего хранилища, и бывший мемориал не просто отдали под ее нужды, но полностью модернизировали, и теперь здесь работает республиканская библиотека. И все это происходит не в пыльных советских кулуарах, а в новейших с иголочки дизайнерских интерьерах с панорамными окнами и всеми услугами развитой цивилизации. От книговыдачи и бесплатного коворкинга до клуба фанатов виниловых пластинок. За опенспейсами – научная часть. А еще на моменте реновации был приглашен самый известный независимый театр Казани MOÑ, под который оборудовали ультрасовременный блэкбокс. Словом, вождь мирового пролетариата мог бы гордиться – настоящий островок без пяти минут коммунизма.
Ленинский след в истории Казани, как известно, немалый, но, оказывается, серьезный вклад внесла и его супруга. Именно Надежда Крупская спасла от уничтожения один из самых богатых особняков города, который был ее инициативой отдан под будущую Национальную библиотеку, когда его владелица продала тот городской администрации перед отъездом в Москву. Дом Ушковой напротив Казанского университета был построен по заказу промышленника и мецената Алексея Ушкова из рода владельцев химических заводов – для своей невесты Зинаиды, в девичестве Высоцкой, в качестве свадебного подарка. В доме до сих пор уложена напольная плитка производства Ушковых – такой износостойкости, что и через 100 лет ее покрытие совсем не стерто.
Проектировал дом в 1904–1906 годах обрусевший немец, видный архитектор Карл Мюфке в стиле эклектики, и парадные залы и жилые комнаты, которые он обустраивал, поражают воображение до сих пор. А благодаря книгам, которые хранил впоследствии дом, ставший после революции публичной библиотекой, влага была купирована, и фантастические интерьеры, к счастью, сохранились в большем объеме, чем многие их ровесники по России.
На фестивале можно было послушать концерт электронной музыки в светодинамических декорациях. Фото Даниила Шведова |
А вот еще одна точка на карте уже осуществленных «апгрейдов» – независимый центр современной культуры «Смена» на улице Бурхана Шахиди, который расположился в здании бывших конюшен и сенохранилища. Недавно сюда перебрался фонд поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Булата Галеева. Совместно с предприятием «Казаньоргсинтез» фонд впервые провел в июле на призаводской территории фестиваль аудиовизуального искусства «Свет и музыка», который стал возвращением легендарного советского фестиваля НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» в Казани в 1960–1990-е годы во времена бурного развития электроники и кибернетики по всей стране. Название бюро возникло от первого светомузыкального произведения Александра Скрябина «Поэма огня «Прометей».
В 60-х годах казанский химический завод, который сейчас выпускает сырье для пластика, соединился с разработками Студенческого конструкторского бюро, будущего НИИ, занимавшегося cветомузыкальным оборудованием под руководством Галеева – художника и физика (сейчас его архив фондом и описывается). Более полувека сотрудники «Прометея» создавали технические разработки в сфере аудиовизуального синтеза: светоконцерты, абстрактные фильмы, видеоарт, световой дизайн, саунд-арт и светографику. Завод и бюро были связаны не только временем своего создания и идеями синтеза, химического синтеза и синтеза искусств, но и материальной продукцией завода, которой активно пользовались прометеевцы. Например, для получения эффектов в светомузыкальных устройствах использовались фильтры из цветного полупросветного оргстекла.
Крайне модная тема на излете СССР сегодня снова на гребне волны. О цветомузыке и синестезии художники и музыканты мечтали еще в начале ХХ века. От мечты Скрябина о «сверкающем храме», где должна была исполняться очищающая мистерия света и звука, до идей синтеза искусств Василия Кандинского и «светотеатра» украинского композитора Флориана Юрьева (в оттепель он написал книгу «Музыка света») и еще доброй половины прозрений авангарда вплоть до проекта светового памятника Ильичу в виде стеклянного шара со светооркестровым аппаратом внутри… Ну а сейчас без синтеза света и музыки не обходится ни один рейв.
Казань- Москва