Хозяйка Медной горы (актриса Тамара Макарова) и Данила-мастер (актер Владимир Дружников). Кадр из фильма «Каменный цветок». 1946
– Это очень редкий камень! Окрестности Эйлата – единственное место на всей планете, где его добывают!
В израильском сувенирном магазине меня сразу потянуло к стеклянным прилавкам, где были разложены украшения с узорчатым голубовато-зеленым камнем. Продавец-консультант держался рядом. Легенды и факты об эйлатском камне сплетались в его изложении в складную маркетинговую историю.
Сказы Павла Бажова – удивительный самоцветный мир. Обложка книги Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». 1948 |
Эйлатский камень состоит из содержащих медь минералов – азурита, малахита, бирюзы, хризоколлы. Его добывают в долине Тимны на юге Израиля. Там, где в древности были медные рудники.
По одной из версий, эйлатский камень связан с копями царя Соломона.
Имя Соломона, сына царя Давида, – синоним мудрости и справедливости. Его правление стало для Израильского царства периодом мира и процветания. Он построил первый Иерусалимский храм, разрушенный через три с половиной столетия вавилонским царем Навуходоносором II. Согласно библейским текстам, копи (шахты) царя Соломона давали огромное количество золота. Еще одним источником его богатства, вероятно, был древний торговый путь, проходивший по территории Израильского царства.
Достоверной информации о местонахождении копей царя Соломона не существует. По разным предположениям, они могли находиться на Аравийском полуострове, в Индии, Африке, Южной Америке или в нескольких из этих мест одновременно.
Медь
Есть версия, что в копях царя Соломона добывали медь, а не золото.
В этом случае они действительно могли находиться в долине Тимны в Израиле или на юге Иордании, где тоже найдены следы древних рудников.
Кстати, именно выплавка меди превратила эти места в безжизненную пустыню. Исследования подтверждают, что с XI по IX век до нашей эры здесь существовала развитая медная промышленность, которая требовала огромного количества топлива и полностью уничтожила деревья и кустарники в регионе. Экосистема не восстановилась даже после того, как прекратилась выплавка меди.
Малахит
Консультант сувенирного магазина делал свою работу. А я разглядывала дорогие украшения и думала о своем.
Почему меня притягивают камни зеленого цвета?
Наверное, все из детства.
Кусочек малахита с красивым рисунком всегда лежал у нас за стеклом книжного шкафа. Мы меняли города, квартиры, мебель, но малахит всегда занимал свое место в ряду маленьких семейных реликвий.
Кусочек малахита с волшебно красивым спилом. Фото автора |
Мама родилась на Урале, в Магнитогорске. Во время войны ее семья переезжала несколько раз, но в 1946 году они вернулись в Магнитку.
Мама увлеклась уральскими самоцветами после фильма «Каменный цветок» с Тамарой Макаровой в роли Хозяйки Медной горы. Она зачитывалась уральскими сказами Бажова и изучала коллекцию минералов в кабинете своей мамы – моей бабушки, преподавателя географии.
Как-то вечером, сидя с друзьями у костерка, мама придумала сказку о зеленой стрекозе, туловище которой было из малахита, а глаза блестели, как горный хрусталь. Стрекоза уносила детей в сверкающую пещеру и превращала их в камни. У сказки был счастливый конец – сестра одного из похищенных детишек нашла пещеру и всех освободила.
Один из тех ребят, что сидели тогда у костра, годы спустя стал доктором геологии и написал научно-популярную детскую книгу. В предисловии он рассказал, что когда-то девочка Надя своей сказкой о зеленой стрекозе разбудила в нем интерес к минералам и благодаря этому он стал геологом.
Бабушка настороженно относилась к ребятам, с которыми мама дружила. Но наступил момент, когда ее мнение изменилось.
В декабре 1947 года умер дед. Простудился в больнице, где лежал после плановой операции, и за 10 дней сгорел от скоротечной чахотки.
Мамины родители в 30-е годы с нуля строили систему народного образования в Магнитогорске. После войны дед вернулся завучем в созданное им педучилище и преподавал педагогику и психологию в институте. Несмотря на мороз, в последний путь его провожало множество людей. Мамины друзья-мальчишки тоже шли с ними до самого кладбища.
После скромных поминок, когда все легли спать, в дверь постучали. Бабушка вышла на лестницу и вернулась назад со словами:
– Вставай, одевайся теплее. К тебе пришли друзья. Иди погуляй с ними.
Это было неслыханно – начало одиннадцатого вечера и мальчишки, которым бабушка прежде не доверяла.
Они бродили по ночному городу, гоняли ногами льдинки, говорили о всякой ерунде.
На прощание ребята подарили маме кусочек малахита с красивым спилом. Тот самый, который я храню до сих пор. Рассказали, что ходили с краеведческим кружком к известному геологу в гости и раздобыли у него один из образцов малахита. Не смогли поделить и решили подарить ей.
Мама вернулась домой в четыре утра.
– У тебя хорошие друзья, – сказала бабушка.
***
В детстве я много раз перечитывала сказы Бажова, потрепанную мамину книгу. Рисовала Хозяйку Медной горы в изумрудных нарядах, Данилу-мастера, свою тезку Танюшку с малахитовой шкатулкой, зеленых ящерок. Все они оставили во мне след.
Украшение из эйлатского камня я не купила. Не хватало в нем густых оттенков уральского малахита. Не было ни уральской магии, ни маминой сказки о зеленой стрекозе.