0
7934
Газета Стиль жизни Печатная версия

19.07.2023 18:21:00

Замыкая круг: невероятная история Коко Шанель

Все дело в шляпке

Геннадий Гутман

Об авторе: Геннадий Рафаилович Гутман (псевдоним Г. Евграфов) – литератор, один из редакторов альманаха «Весть».

Тэги: мода, стиль, коко шанель, история, имя, судьба


мода, стиль, коко шанель, история, имя, судьба Коко Шанель – успешная, но не счастливая. Фото 1931 года из архива UCLA

На протяжении полувека она определяла стиль не только Франции – Европы. И сама стала иконой стиля. Не только Европы – мира.

«Кто видел Коко?» (имя и судьба)

Самостоятельная жизнь началась в провинциальном Мулене. Зарабатывать пришлось в кафешантане. Там ее прозвали Коко. Каждый вечер она выходила на сцену «Ротонды» с популярной песенкой «Кто видел Коко?». Завсегдатаи «Ротонды», галантные офицеры местного гарнизона, стараясь поддержать начинающую певицу, охотно бисировали и громко кричали: «Коко! Коко!». Прозвище закрепилось за Габриэль и стало ее вторым именем. В Париже, куда она переехала со своим любовником – пехотинцем Этьеном Бальсаном, занялась шляпками, может быть, потому, что шила их лучше, чем пела. Это и решило ее судьбу.

В начале прошлого века во Франции любой разговор о моде начинался со шляпок. Как лучше надеть этот головной убор, чтобы обратить на себя внимание мужчин. Кто, где и какого фасона приобрел очередную шляпку. Кому она идет, а кому нет. У Коко был дар выдумывать новые модели. Каждая ее шляпка была произведением искусства, единичным творением, изысканным и изящным. Она была больше, чем обыкновенной модисткой – она была настоящим художником и своим клиенткам шила шляпки исходя из индивидуальности каждой.

И вскоре весь Париж заговорил о Коко.

Рекомендация баронессы (случай и успех)

Габриэль рассталась с Этьеном, когда он отказал ей в деньгах на обзаведение собственного дела. Деньги дал капитан Артур Кейпел, лучший друг Бальсана.

Артура все называли Боем. Он верил в ее талант, он верил, что у нее все получится. Но главное было не в этом – он уже давно был влюблен в Шанель.

У него было много женщин – он их всех бросил. Они пытались вернуть его – он остался с Коко. Она это оценила. Бой любил в ней естественность и ироничность, он ввел ее в светское общество и познакомил с новыми людьми. С его помощью она открыла магазин в Довиле, а затем и собственный дом моделей в Биарицце. Она не боялась идти наперекор устоявшимся вкусам и создавала собственный стиль – стиль Шанель и быстро завоевала известность среди французских модниц.

Они вращались среди политиков, банкиров, журналистов и продолжали любить друг друга. Жизнь была пряна и остра. Ее клиентура постоянно расширялась. Она не повторяла своих знаменитых предшественников, она делала то, что никто до нее не решался делать. Она укоротила юбки и начала шить свитера из джерси. Помимо модных шляпок Габриэль предлагала дамам, падким на все новое и необычное, различные кофточки, блузки, матроски. Ее модели пришлись по вкусу баронессе Ротшильд. Баронесса рекомендовала Коко своим светским знакомым – принцессам, маркизам, графиням. Это был успех, ее имя стало известно всей Франции, она достигла того, к чему стремилась.

Бой то надолго исчезал, то возвращался, она всегда принимала его. Он начал ей изменять, до нее доходили слухи о его романах, она на все закрывала глаза, потому что не хотела терять его. И он знал об этом и тоже не хотел терять Коко. Это был тупик, из которого, казалось, не было выхода…

Бой погиб в автомобильной катастрофе по дороге в Канны. Дорога была скользкой, стояли предрождественские дни 1919 года.

Шанель № 5 (революция в парфюмерии)

Вплоть до 1920 года у женщин был небогатый выбор духов. Как правило, парфюмеры предлагали легко узнаваемый запах одного цветка. Женщина могла благоухать розой, ландышем или жасмином. Любая смесь была чересчур резкой и быстро выдыхалась. Габриэль совершила революцию не только в моде, но и в парфюмерии. Она нарушила все табу и запреты, существовавшие в мире парфюма, и получила совершенно новые духи с устойчивым, загадочным и волнующим воображение ароматом. Ее сподвижник – химик Эрнест Бо – разработал несколько видов смесей, соединив вещества растительного происхождения с искусственными эссенциями. В одном из составов она почувствовала свежий аромат цветущего сада и нежный запах вечера при зажженных свечах, когда вдруг неожиданно возникает любовь. Новые духи она назвала «Шанель номер 5». Она поместила их в прозрачный хрустальный куб с четко очерченными углами. В классически строгом стиле было выдержано оформление этикетки. Две переплетенные буквы «С» поместила в центр круга на печатке, скреплявшей горлышко. Художественное оформление усиливал контраст черного и белого. Но самое главное таилось в названии. Она сама себе не могла объяснить, почему «номер 5». Но ее имя «Шанель», соединившись с обычной сухой цифрой, производило магическое впечатление на женщин.

Плебейка и аристократ (любовь по-русски)

«Шанель номер 5» – духи, которые станут самыми знаменитыми в мире, которые принесут ей богатство, а значит, и независимость, появились во время ее романа с великим князем Дмитрием Романовым. Работа над духами помогала ей забыть про душевную боль. С Дмитрием она вновь почувствовала себя женщиной. Габриэль распрямилась и поняла, что со смертью Боя жизнь не кончилась. Дмитрий ничем не походил на Артура Кейпела. Именно в этом для нее таились свои прелесть и очарование. Где-то в глубине души привлекало, что он вместе с князем Феликсом Юсуповым участвовал в убийстве Распутина. Николай велел ему отправляться в ссылку. За границей у него не хватало средств вести образ жизни, подобающий родственнику царя. Но он больше нуждался в любви, нежели в деньгах. Жизнь свела разбогатевшую французскую плебейку и обнищавшего русского аристократа. Идиллия продолжалась целый год. Их ничего не связывало, кроме внезапно вспыхнувшего чувства. Когда чувство угасло, они расстались. Без ссор, взаимных упреков и душевных потрясений.

Праздник жизни (любовь по-английски)

Завоевав имя, став известным модельером, создав новые духи, Шанель вошла в интернациональный мир парижской богемы. Она дружила с Игорем Стравинским, Пабло Пикассо, Жаном Кокто. В 20-х годах она начала работать для театра и для балета. Что не хватало Коко для счастья? Любви…

С Бендором Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским, они познакомились в Монте-Карло. Герцога застали за адюльтером в гостинице в Париже, он был вынужден развестись со своей второй женой и был свободен. После развода он засыпал ее письмами, цветами и фруктами, собранными собственноручно в собственных теплицах и оранжереях. Орхидеи, клубника, мандарины пароходом переправлялись через Ла-Манш, живые шотландские лососи плыли по воздуху со специальным курьером. Но Габриэль продолжала держать осаду. Она не хотела быть очередной любовницей самого богатого и эксцентричного человека в Англии – она хотела быть только женой. Однажды Коко задержалась на его яхте, он отдал приказ поднять якорь… Жизнь с герцогом была похожа на праздник. Праздник кончился, когда герцог стал настаивать на наследнике. Она была не против, но ей было уже 46. И как Коко ни старалась, но у нее ничего не получалось – она была бесплодна. Габриэль следовала всем рекомендациям врачей, но спасти ее могло только чудо. Чуда не произошло.

В последний раз (по замкнутому кругу)

Когда немцы вошли в Париж, она вошла в критический возраст. Все женщины переживают его по-разному, но все одинаково плохо. Однако Коко была не из тех, кто даже перед необратимыми переменами опускает руки. Она поняла, что семейное счастье ей недоступно… и в 56 лет завела очередного любовника. Причем не просто любовника, а любовника-немца. В оккупированном Париже это был вызов – интимную связь с оккупантами французы считали предательством. Габриэль понимала, что любит последний раз… Гюнтер делал все, чтобы сохранить обретенное счастье. Для счастья ему вполне хватало Шанель… Счастье кончилось, когда Франция обрела свободу. Он был вынужден уехать в Швейцарию. Вскоре к нему присоединилась Габриэль. Но жизнь на берегу Женевского озера не складывалась, ему занять себя было нечем, ее убивало ничегонеделанье. Он еще прекрасно выглядел, она в 64 начала стремительно стареть. Они часто бывали недовольны друг другом. А потом ушло и раздражение, осталась пустота. Теперь их больше ничего не связывало. И тогда Габриэль сказала себе – довольно. Единственное, что остается, это вернуться к тому, с чего она начинала. Круг замкнулся. Как когда-то в молодости, так и сейчас в старости она должна была заниматься своим делом. Она сделала его богатым и в свои 70 уехала в Париж. Чтобы вновь взяться за работу.

Одиночество и смерть (признание за океаном)

Мир вокруг нее изменился. Старые друзья и любовники умерли, она осталась одна. Но одиночество не означало забвения. Хотя во Франции считали, что она устарела, а в ее любимой Англии – что потерпела фиаско. Новое признание пришло оттуда, откуда она не ожидала. Ее новые модели завоевали Америку. За океаном они пользовались фантастическим успехом. Ее вновь признали на родине. Новые кумиры Диор, Баленсиагу, Живанши не затмили ее былую славу. Строгая эстетика Шанель вновь оказалась ко времени и месту. У моды есть собственная логика развития. Она эту логику не только чувствовала и понимала, но и всегда старалась воплотить в своих моделях. Ее платья вновь заполнили гардеробы парижских модниц. Духи «Шанель» успешно соперничали с духами «Диор». Их продажа приносила фантастическую прибыль: состояние 88-летней Коко оценивалось в 15 миллионов долларов.

Она жила только работой и умерла, когда работать больше не было сил. В воскресенье 10 января 1971 года. 


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1349
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
553
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
509
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1129

Другие новости