Взять наконец ручку или кисть, написать несколько строк или вывести несколько иероглифов! Фото с сайта www.freepik.com
…У стены выставочного зала на деревянном стуле сидит пожилая японка. Строгая прическа, простое синее платье. Руки спокойно лежат на коленях. На лице – легкая улыбка.
Почему я начинаю с рассказа именно о ней? Меня поразила ее спина – женщина сидела, совершенно не опираясь на спинку стула, даже не прикасаясь к ней. Спина была настолько прямой, словно дама была в жестком корсете. Стенды вокруг были полны роскошных предметов: золоченые канделябры, золото и бриллианты. А женщина продавала совсем простые кимоно. В сотню долларов или, может быть, в две. Но сколько внутреннего достоинства и силы было в ее силуэте! Сколько благородства в строгой осанке. Я смотрел на эту прямую спину и не мог отвести взгляда. У нее даже не было своего стенда на выставке – она притулилась у стены, на которой развесила свои пять скромных костюмов: может быть, они даже принадлежали ее родителям, и она вынуждена была расстаться с ними.
Спустя месяцы я раз за разом возвращаюсь к ее образу, затмившему аристократическое пространство, заполненное сверкающим антиквариатом. Но ведь настоящий аристократизм хранится не в золоте. Его нельзя купить, можно лишь попытаться сымитировать. Благородство в простоте. В чистоте. С какой легкостью каждый из нас разлегся бы на стуле, стараясь сделать свое многочасовое пребывание на выставке максимально комфортным! Удобство стало ключевым понятием нашей жизни, вытесняя многие другие важные аспекты.
А еще – у нас пропало само понятие «почерк», мы клацаем одинаковые буковки на одинаковых мониторах. И, нажав на кнопку «печать», получаем белоснежные листы, испещренные одинаковыми символами. Математически выверенными, но холодными и бездушными.
Мы разучились жечь глаголом сердца людей, ведь вокруг нас образовался «удобный мир» с предательски мягкими стульями, в которых можно уютно расположиться и откуда совершенно не хочется никуда вставать. Вообще никуда. Мы берем шариковую ручку лишь для того, чтобы поставить подпись, и начинаем злиться на себя, когда рука не слушается, если требуется написать больше одной строки. Мы просто разучились писать от руки.
А ведь почерк – это часть нашей индивидуальности, осязаемый фрагмент нашего характера. Мы добровольно отказались от части самих себя в угоду этому самому удобству. Это, что ли, такой договор, который мы подписываем с миром? Мы отказываемся от себя, чтобы… чтобы что? Для чего мы несемся все быстрее, упрощая, упрощая и снова упрощая нашу жизнь? Для чего все это? Для удобства, для скорости? А может быть, чуть сложнее – это чуть правильнее? Может быть, когда чуть медленнее – получится вернее? Может быть, остановиться, чтобы подобрать слова и яснее выразить свою мысль, – это не так уж плохо?
Почему-то я уверен, что та безымянная японка с выставки пишет от руки. Я убежден, что человек, с таким достоинством держащий спину, с таким же достоинством держит и ручку. Или кисть каллиграфа. Она проводит линию, оставляя след на бумаге. Она не готова терять часть себя, чтобы успеть чуть больше.
Почему бы на этом этапе не трансформировать текст в пожелание? Позвольте пожелать нам всем медленной жизни. Больше думать – меньше спешить. Медленнее говорить, подбирая слова и формулируя мысли. Попробовать написать письмо от руки – в диалоге со своей душой и своим сердцем. Да, ошибаясь, да, зачеркивая что-то, формируя абзацы, как мы хотим, а не используя клавишу «ввод». Меньше клавиш – больше тактильной связи с миром. Когда мы едем медленнее – мы же успеваем увидеть больше, почувствовать больше?
Суси – это больше чем просто рыба – рис – васаби – соевый соус: суси через желудок стучится в наше сердце. Фото Веры Цветковой |
Хотел коснуться темы еды, которая, как мне кажется, рифмуется с темой наслаждения медленной жизнью. Суси (знаю, 99% населения называют это блюдо «суши»). Так вот, суси – это еда, которую едят, по сути, пинцетом. Количество крошечное. Когда на тарелке перед тобой лежат два кусочка риса с рыбкой – вкусовые рецепторы настраиваются оценивать каждый атом этого блюда. Особенно когда оно готовится прямо на твоих глазах выверенными движениями суси-мастера.
Это уже не еда, это балет. Словно сидишь на самых лучших местах в театре. Подобный феномен мы можем испытать на концерте живой музыки. Ведь никто не станет спорить с утверждением, что прослушивание записи и живая музыка дают абсолютно разные ощущения. Те же механизмы работают и в данном случае. Мастерство извлечения концентрированного, кристально чистого удовольствия с помощью музыкальных инструментов – и с помощью ножа повара здесь и сейчас – это чистый восторг!
По большому счету к процессу утоления голода это не имеет никакого отношения. В прослушивании музыки также нет никакой практической пользы. Ноты просто стучатся в наше сердце через уши, а суси – через желудок. Суси – это больше чем просто кусочек рыбы на рисе. Рыба – рис – васаби – соевый соус. Абсолютная гармония. Синергия суси – когда вкус рождается не простым соединением ингредиентов, а именно оно, соединение, рождает нечто большее. И, как мне кажется, дело не только в стране и определенном блюде.
Это что-то другое. Это определенное ощущение жизни. С прямой спиной и открытым взглядом. Прошу понять меня правильно, я не хочу никого учить, я сам учусь и пытаюсь найти себя в этом турбулентном отрезке нашей с вами общей истории. Но одно я понял точно – долго жить на эмоциональном форсаже не просто сложно, но и опасно. Простые эмоции, простые вкусы. Короткий горизонт планирования. И взять наконец ручку! Написать несколько строк. Почувствовать забытое ощущение, видеть, как возникают эти неидеальные линии.
Не торопитесь, напишите: «Я помню чудное мгновенье». Давайте попробуем жить чуть более неудобно. Держать спину. Улыбаться, даже если горько. Идти вперед, даже если сложно. Наслаждаться июньским зноем, медленной едой вне зависимости от блюда и вне зависимости от места. Воронежский борщ, римская пицца и токийские суси могут быть умопомрачительно вкусными. Дайте им шанс проявить себя.
Отложите наконец телефон! Запомните этот закат. Запомните, а не сфотографируйте его! А еще лучше – опишите его. На бумаге, шариковой ручкой. Тогда он останется в памяти навсегда. Как та безымянная японка с осанкой императрицы. Вот она наверняка помнит свои чудные мгновенья. Все до одного. n