0
8183
Газета Стиль жизни Печатная версия

25.06.2023 18:45:00

Давайте жить медленней

Про синергию суси, чудные мгновенья и писание от руки

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: общество, удобство, комфорт, удобный мир, простота, благородство, почерк, индивидуальность, медленная жизнь, еда, суши, суси


общество, удобство, комфорт, удобный мир, простота, благородство, почерк, индивидуальность, медленная жизнь, еда, суши, суси Взять наконец ручку или кисть, написать несколько строк или вывести несколько иероглифов! Фото с сайта www.freepik.com

…У стены выставочного зала на деревянном стуле сидит пожилая японка. Строгая прическа, простое синее платье. Руки спокойно лежат на коленях. На лице – легкая улыбка.

Почему я начинаю с рассказа именно о ней? Меня поразила ее спина – женщина сидела, совершенно не опираясь на спинку стула, даже не прикасаясь к ней. Спина была настолько прямой, словно дама была в жестком корсете. Стенды вокруг были полны роскошных предметов: золоченые канделябры, золото и бриллианты. А женщина продавала совсем простые кимоно. В сотню долларов или, может быть, в две. Но сколько внутреннего достоинства и силы было в ее силуэте! Сколько благородства в строгой осанке. Я смотрел на эту прямую спину и не мог отвести взгляда. У нее даже не было своего стенда на выставке – она притулилась у стены, на которой развесила свои пять скромных костюмов: может быть, они даже принадлежали ее родителям, и она вынуждена была расстаться с ними.

Спустя месяцы я раз за разом возвращаюсь к ее образу, затмившему аристократическое пространство, заполненное сверкающим антиквариатом. Но ведь настоящий аристократизм хранится не в золоте. Его нельзя купить, можно лишь попытаться сымитировать. Благородство в простоте. В чистоте. С какой легкостью каждый из нас разлегся бы на стуле, стараясь сделать свое многочасовое пребывание на выставке максимально комфортным! Удобство стало ключевым понятием нашей жизни, вытесняя многие другие важные аспекты.

А еще – у нас пропало само понятие «почерк», мы клацаем одинаковые буковки на одинаковых мониторах. И, нажав на кнопку «печать», получаем белоснежные листы, испещренные одинаковыми символами. Математически выверенными, но холодными и бездушными.

Мы разучились жечь глаголом сердца людей, ведь вокруг нас образовался «удобный мир» с предательски мягкими стульями, в которых можно уютно расположиться и откуда совершенно не хочется никуда вставать. Вообще никуда. Мы берем шариковую ручку лишь для того, чтобы поставить подпись, и начинаем злиться на себя, когда рука не слушается, если требуется написать больше одной строки. Мы просто разучились писать от руки.

А ведь почерк – это часть нашей индивидуальности, осязаемый фрагмент нашего характера. Мы добровольно отказались от части самих себя в угоду этому самому удобству. Это, что ли, такой договор, который мы подписываем с миром? Мы отказываемся от себя, чтобы… чтобы что? Для чего мы несемся все быстрее, упрощая, упрощая и снова упрощая нашу жизнь? Для чего все это? Для удобства, для скорости? А может быть, чуть сложнее – это чуть правильнее? Может быть, когда чуть медленнее – получится вернее? Может быть, остановиться, чтобы подобрать слова и яснее выразить свою мысль, – это не так уж плохо?

Почему-то я уверен, что та безымянная японка с выставки пишет от руки. Я убежден, что человек, с таким достоинством держащий спину, с таким же достоинством держит и ручку. Или кисть каллиграфа. Она проводит линию, оставляя след на бумаге. Она не готова терять часть себя, чтобы успеть чуть больше.

Почему бы на этом этапе не трансформировать текст в пожелание? Позвольте пожелать нам всем медленной жизни. Больше думать – меньше спешить. Медленнее говорить, подбирая слова и формулируя мысли. Попробовать написать письмо от руки – в диалоге со своей душой и своим сердцем. Да, ошибаясь, да, зачеркивая что-то, формируя абзацы, как мы хотим, а не используя клавишу «ввод». Меньше клавиш – больше тактильной связи с миром. Когда мы едем медленнее – мы же успеваем увидеть больше, почувствовать больше?

129-8-2480.jpg
Суси – это больше чем просто рыба – рис –
васаби – соевый соус: суси через желудок
стучится в наше сердце. 
Фото Веры Цветковой
Я желаю нам всем не гнаться за количеством, а подумать о качестве. О качестве жизни, которая зависит во многом только от нас самих. И не рассказывайте мне о каких-то призрачных «необходимостях»! Мы прекрасно знаем, что это отговорки. Как жаль, что не получится пригласить в гости ту японку, чтобы она рассказала нам о том, как жить медленнее и делать самые простые вещи с достоинством.

Хотел коснуться темы еды, которая, как мне кажется, рифмуется с темой наслаждения медленной жизнью. Суси (знаю, 99% населения называют это блюдо «суши»). Так вот, суси – это еда, которую едят, по сути, пинцетом. Количество крошечное. Когда на тарелке перед тобой лежат два кусочка риса с рыбкой – вкусовые рецепторы настраиваются оценивать каждый атом этого блюда. Особенно когда оно готовится прямо на твоих глазах выверенными движениями суси-мастера.

Это уже не еда, это балет. Словно сидишь на самых лучших местах в театре. Подобный феномен мы можем испытать на концерте живой музыки. Ведь никто не станет спорить с утверждением, что прослушивание записи и живая музыка дают абсолютно разные ощущения. Те же механизмы работают и в данном случае. Мастерство извлечения концентрированного, кристально чистого удовольствия с помощью музыкальных инструментов – и с помощью ножа повара здесь и сейчас – это чистый восторг!

По большому счету к процессу утоления голода это не имеет никакого отношения. В прослушивании музыки также нет никакой практической пользы. Ноты просто стучатся в наше сердце через уши, а суси – через желудок. Суси – это больше чем просто кусочек рыбы на рисе. Рыба – рис – васаби – соевый соус. Абсолютная гармония. Синергия суси – когда вкус рождается не простым соединением ингредиентов, а именно оно, соединение, рождает нечто большее. И, как мне кажется, дело не только в стране и определенном блюде.

Это что-то другое. Это определенное ощущение жизни. С прямой спиной и открытым взглядом. Прошу понять меня правильно, я не хочу никого учить, я сам учусь и пытаюсь найти себя в этом турбулентном отрезке нашей с вами общей истории. Но одно я понял точно – долго жить на эмоциональном форсаже не просто сложно, но и опасно. Простые эмоции, простые вкусы. Короткий горизонт планирования. И взять наконец ручку! Написать несколько строк. Почувствовать забытое ощущение, видеть, как возникают эти неидеальные линии.

Не торопитесь, напишите: «Я помню чудное мгновенье». Давайте попробуем жить чуть более неудобно. Держать спину. Улыбаться, даже если горько. Идти вперед, даже если сложно. Наслаждаться июньским зноем, медленной едой вне зависимости от блюда и вне зависимости от места. Воронежский борщ, римская пицца и токийские суси могут быть умопомрачительно вкусными. Дайте им шанс проявить себя.

Отложите наконец телефон! Запомните этот закат. Запомните, а не сфотографируйте его! А еще лучше – опишите его. На бумаге, шариковой ручкой. Тогда он останется в памяти навсегда. Как та безымянная японка с осанкой императрицы. Вот она наверняка помнит свои чудные мгновенья. Все до одного. n


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2079
Зачем Шольц звонил Путину

Зачем Шольц звонил Путину

Олег Никифоров

Канцлер ФРГ использует "российскую карту" в предвыборной кампании

0
4055
Александра Горячкина выиграла второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Александра Горячкина выиграла второй этап женского Гран-при ФИДЕ

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Сенсационную победу в индийском Ченнаи одержал Читамбарам Аравинд

0
2845
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
7182

Другие новости