Вид сверху: вдоль зеленого массива, внизу по нему вьется Великая океанская дорога. Фото Константина Гуллера
Памятники людям и их делам бывают разные: мемориалы монументы, триумфальные арки, заложенные в честь того или иного события, парки... А вот дорога-памятник – редкость. Во всяком случае, другого примера, кроме Великой океанской дороги в австралийском штате Виктория, я не знаю.
История ее рождения связана с войной. Точнее, с ее завершением. Закончилась Первая мировая война, в которой Австралия участвовала, и на родину стали возвращаться выжившие в битвах солдаты. Им нужна была работа, а юго-восточному побережью Австралии была нужна дорога. В ту пору связь между некоторыми населенными пунктами побережья поддерживалась лишь по воде, что не самый надежный путь и для людей, и для грузов.
Стройка началась в сентябре 1919 года, и в деле этом участвовало около 3 тысяч человек, трудившихся пять с половиной дней в неделю и работавших практически вручную – с помощью кирки, лопаты и тачки. Скалы, которых на этом побережье очень много, взрывали, обрывистые участки выравнивали... Работа была трудная, но за нее хорошо платили, а кроме того, правительство штата обеспечивало бывшим солдатам определенный комфорт: в лагерях строителей были магазины, пабы, газеты, журналы и даже граммофоны.
А тут еще и «случай» помог скоротать время. В 1924 году вблизи одного из строительных лагерей напоролся на рифы пароход под названием «Казино». Бывшие солдаты приняли активное участие в спасении людей и груза. Груз был специфический: 120 бочек спирта и 500 бочек пива. Какая часть груза вернулась владельцам, история умалчивает, но строительные работы на дороге остановились почти на две недели!
Тем не менее работы продолжились, и первый участок открылся для движения в марте 1922-го, а в 1934 году дорога была передана организаторами строительства в дар государству. К этому времени все затраты окупились полностью: в первые годы проезд по дороге был платным – 10 шиллингов с каждой повозки и 2 шиллинга с автомобиля (которых к тому времени в стране было не так уж много). Государство плату за проезд отменило, и дорога превратилась в достопримечательность Виктории.
Роща секвой – вздымающиеся в небо мощные стволы и потрясающий запах прогретой солнцем зелени. Фото автора |
Со всеми чудесами, которые сопровождают тебя на протяжении 243 (!) километров пути, за один раз не познакомишься. А уже тем более не опишешь в коротком тексте.
Дорога и от Мельбурна до городка Торки сама по себе живописна. Великая океанская дорога (будем называть ее для краткости ВОД) начинается именно отсюда. И это, пожалуй, настоящая столица для серфингистов всего мира – здесь есть даже Музей серфинга. Но следуем дальше, а потому оставим здешние пляжи в покое и сделаем остановку в городке Энглси, где установлен мемориал жертвам Первой мировой войны, а рядом – памятник строителям дороги.
Главной достопримечательностью ВОД считаются Двенадцать апостолов – известковые останцы, застывшие вблизи берега как памятник неустанной работы моря, солнца и ветра. Нас с вами такими скалами не удивишь: посетители красноярских столбов и причудливых скальных останцов Северо-Восточной Якутии и Полярного Урала меня поддержат. Примечательно в Апостолах то, что когда начинаешь их пересчитывать, то оказывается, что их не 12, а только 11, а то и меньше – работа океана продолжается!
Очередная остановка, и мы заходим в рощу секвой. Кора красновато-коричневатого цвета, вздымающиеся в небо мощные стволы, и в то же время нет ощущения мрака, свойственного многим лесным чащам. Светло и – потрясающий запах прогретой солнцем зелени. Это не аборигены Австралии; родина секвой – Калифорния. Роща – результат эксперимента, который люди поставили около 100 лет назад, завезя в Австралию саженцы. Местный эвкалипт замечателен своей прочностью, но очень тверд и упрям – с ним трудно работать. Даже для использования в качестве дров он должен сушиться два года. А древесина нужна. Вот и встречаются в разных местах Австралии выходцы из Европы, Азии и Америки: сосны, клены и даже березки. Есть в этих рощицах и ностальгия об оставленной где-то родине: Австралию ведь сотворили эмигранты.
И все же если говорить о сугубо личных впечатлениях за время этого пути, так это – Океан. Намеренно пишу это слово с прописной буквы, и не потому, что он Великий или Тихий, а потому, что он настоящее чудо природы. Что за сомнения в существовании вечного двигателя? Вот он, перед глазами, на расстоянии протянутой руки! Океан каждую секунду разный, неуемный даже в минуты покоя, азартный и равнодушный. Действительно вечный, потому как никто из нас не был при его рождении и не удостоится присутствовать при его кончине…
Памятник австралийским строителям дороги в Энглси. Фото Ларисы Гриванс |
Но и самые обычные «объекты» никто без внимания не оставит: крутые обрывы, гроты, отряды крошечных островков – арьергарда отступающего перед мощью океана берега, старые маяки и устные легенды о разбившихся о скалы парусниках… К каждому из таких «объектов» ведет благоустроенная дорожка, выходящая на смотровую площадку, откуда все видно и где ты не сможешь навредить никому: ни, споткнувшись, себе, ни гнездящимся в скалах птицам, ни каким-то местным неведомым зверушкам, из-за которых дорога сюда заказана не только собакам, но и кошкам.
Кстати, о зверушках. Пасущиеся на окрестных просторах стада кенгуру воспринимаются уже как нечто вполне обыденное, а вот плюшевые коалы, увиденные на закате на обочине дороги, – почти экзотика. Эти «медвежата» спят где-то на ветках 19 часов в сутки и только в конце дня спускаются на землю подкормиться.
...Всё кончается: на 244-м километре ВОД превращается в обычную магистраль. У нее тоже есть свои достопримечательности и свои загадки, без которых Австралия не была бы сама собой. Но это уже другая история.