0
10791
Газета Стиль жизни Печатная версия

08.06.2023 16:37:00

Вперед по Великой океанской дороге

Этот памятник эпохе чрезвычайно живописен и основательно впечатляет

Юрий Гуллер

Об авторе: Юрий Александрович Гуллер – литератор, член московского Союза писателей.

Тэги: дорога памятник, великая океанская дорога, австралия, штат виктория, история


дорога памятник, великая океанская дорога, австралия, штат виктория, история Вид сверху: вдоль зеленого массива, внизу по нему вьется Великая океанская дорога. Фото Константина Гуллера

Памятники людям и их делам бывают разные: мемориалы монументы, триумфальные арки, заложенные в честь того или иного события, парки... А вот дорога-памятник – редкость. Во всяком случае, другого примера, кроме Великой океанской дороги в австралийском штате Виктория, я не знаю.

История ее рождения связана с войной. Точнее, с ее завершением. Закончилась Первая мировая война, в которой Австралия участвовала, и на родину стали возвращаться выжившие в битвах солдаты. Им нужна была работа, а юго-восточному побережью Австралии была нужна дорога. В ту пору связь между некоторыми населенными пунктами побережья поддерживалась лишь по воде, что не самый надежный путь и для людей, и для грузов.

Стройка началась в сентябре 1919 года, и в деле этом участвовало около 3 тысяч человек, трудившихся пять с половиной дней в неделю и работавших практически вручную – с помощью кирки, лопаты и тачки. Скалы, которых на этом побережье очень много, взрывали, обрывистые участки выравнивали... Работа была трудная, но за нее хорошо платили, а кроме того, правительство штата обеспечивало бывшим солдатам определенный комфорт: в лагерях строителей были магазины, пабы, газеты, журналы и даже граммофоны.

А тут еще и «случай» помог скоротать время. В 1924 году вблизи одного из строительных лагерей напоролся на рифы пароход под названием «Казино». Бывшие солдаты приняли активное участие в спасении людей и груза. Груз был специфический: 120 бочек спирта и 500 бочек пива. Какая часть груза вернулась владельцам, история умалчивает, но строительные работы на дороге остановились почти на две недели!

Тем не менее работы продолжились, и первый участок открылся для движения в марте 1922-го, а в 1934 году дорога была передана организаторами строительства в дар государству. К этому времени все затраты окупились полностью: в первые годы проезд по дороге был платным – 10 шиллингов с каждой повозки и 2 шиллинга с автомобиля (которых к тому времени в стране было не так уж много). Государство плату за проезд отменило, и дорога превратилась в достопримечательность Виктории.

118-8-3480.jpg
Роща секвой – вздымающиеся в небо мощные
стволы и потрясающий запах прогретой
солнцем зелени.  Фото автора
Это не самая безопасная дорога в мире. Она дважды разрушалась оползнями, на нее иногда обрушивались нависающие скалы, а в 1960-м часть дороги была просто смыта штормом в океан! Но красота окружающих мест, обилие достопримечательностей и всемирная слава все равно привлекают сюда миллионы туристов.

Со всеми чудесами, которые сопровождают тебя на протяжении 243 (!) километров пути, за один раз не познакомишься. А уже тем более не опишешь в коротком тексте.

Дорога и от Мельбурна до городка Торки сама по себе живописна. Великая океанская дорога (будем называть ее для краткости ВОД) начинается именно отсюда. И это, пожалуй, настоящая столица для серфингистов всего мира – здесь есть даже Музей серфинга. Но следуем дальше, а потому оставим здешние пляжи в покое и сделаем остановку в городке Энглси, где установлен мемориал жертвам Первой мировой войны, а рядом – памятник строителям дороги.

Главной достопримечательностью ВОД считаются Двенадцать апостолов – известковые останцы, застывшие вблизи берега как памятник неустанной работы моря, солнца и ветра. Нас с вами такими скалами не удивишь: посетители красноярских столбов и причудливых скальных останцов Северо-Восточной Якутии и Полярного Урала меня поддержат. Примечательно в Апостолах то, что когда начинаешь их пересчитывать, то оказывается, что их не 12, а только 11, а то и меньше – работа океана продолжается!

Очередная остановка, и мы заходим в рощу секвой. Кора красновато-коричневатого цвета, вздымающиеся в небо мощные стволы, и в то же время нет ощущения мрака, свойственного многим лесным чащам. Светло и – потрясающий запах прогретой солнцем зелени. Это не аборигены Австралии; родина секвой – Калифорния. Роща – результат эксперимента, который люди поставили около 100 лет назад, завезя в Австралию саженцы. Местный эвкалипт замечателен своей прочностью, но очень тверд и упрям – с ним трудно работать. Даже для использования в качестве дров он должен сушиться два года. А древесина нужна. Вот и встречаются в разных местах Австралии выходцы из Европы, Азии и Америки: сосны, клены и даже березки. Есть в этих рощицах и ностальгия об оставленной где-то родине: Австралию ведь сотворили эмигранты.

И все же если говорить о сугубо личных впечатлениях за время этого пути, так это – Океан. Намеренно пишу это слово с прописной буквы, и не потому, что он Великий или Тихий, а потому, что он настоящее чудо природы. Что за сомнения в существовании вечного двигателя? Вот он, перед глазами, на расстоянии протянутой руки! Океан каждую секунду разный, неуемный даже в минуты покоя, азартный и равнодушный. Действительно вечный, потому как никто из нас не был при его рождении и не удостоится присутствовать при его кончине…

118-8-1480.jpg
Памятник австралийским строителям дороги
в Энглси. Фото Ларисы Гриванс
Еще одно незабываемое ощущение – это воздух. Он пахнет солью, солнцем, прогретыми до сонного изнеможения рощами, лугами и прибрежными скалами, которые – не удивляйтесь – тоже имеют свой неповторимый запах: запах времени, которое их создало и теперь разрушает в вечной борьбе с океанской стихией.

Но и самые обычные «объекты» никто без внимания не оставит: крутые обрывы, гроты, отряды крошечных островков – арьергарда отступающего перед мощью океана берега, старые маяки и устные легенды о разбившихся о скалы парусниках… К каждому из таких «объектов» ведет благоустроенная дорожка, выходящая на смотровую площадку, откуда все видно и где ты не сможешь навредить никому: ни, споткнувшись, себе, ни гнездящимся в скалах птицам, ни каким-то местным неведомым зверушкам, из-за которых дорога сюда заказана не только собакам, но и кошкам.

Кстати, о зверушках. Пасущиеся на окрестных просторах стада кенгуру воспринимаются уже как нечто вполне обыденное, а вот плюшевые коалы, увиденные на закате на обочине дороги, – почти экзотика. Эти «медвежата» спят где-то на ветках 19 часов в сутки и только в конце дня спускаются на землю подкормиться.

...Всё кончается: на 244-м километре ВОД превращается в обычную магистраль. У нее тоже есть свои достопримечательности и свои загадки, без которых Австралия не была бы сама собой. Но это уже другая история. 


Читайте также


Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Тайвань избавляется от своего "культа личности"

Владимир Скосырев

Около 800 статуй генералиссимуса Чан Кайши будут снесены

0
470
Материаловедение Павла Флоренского

Материаловедение Павла Флоренского

Владислав Дмитриев

Как рождалась одна из важнейших отраслей современной науки

0
319
Стрела времени. Научный календарь, апрель-май, 2024

Стрела времени. Научный календарь, апрель-май, 2024

0
278
Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Запад не настолько доверяет Украине, чтобы брать на себя гарантии безопасности

0
3738

Другие новости