В глубинах машинного разума представления о человеческом мире искажаются самым невероятным образом. Коллаж Филиппа Тьювена
Признаюсь: начитавшись статей о том, как искусственный интеллект в скором будущем заменит журналистов и уже сейчас способен писать серьезные тексты и даже диссертационные работы, я решила немного сачкануть на работе. В моем представлении ИИ – это не только быстрый поисковик, но и стремительный компилятор найденного. Поскольку основная тематика моих статей – религиозная жизнь, то, конечно, вопросы и запросы, адресованные ИИ, были только на эту тему. Я надеялась быстро написать необходимые статьи, используя умные боты, о которых сегодня не говорит только ленивый. Однако эксперимент обернулся глубоким разочарованием, поскольку такого полета фантазии и откровенно фейковой информации от нейроразума я не ожидала.
Первое мое обращение к GPT-ботам пришлось на волну сообщений о гонениях на Украинскую православную церковь. Несмотря на то что в России прошла новость о запрете ChatGPT, Telegram, видимо, был не в курсе этого и подписал меня сразу на два бота. Им-то я и стала поочередно задавать вопросы о ситуации с УПЦ. На мой запрос о возможности раскола УПЦ и РПЦ бот меня заверил, что «обе конфессии продолжают поддерживать диалог, хотя взаимоотношения между ними несколько напряженные». «Возможность раскола и принятия соответствующего решения заключена в компетенции руководства УПЦ и может зависеть от ряда факторов, таких как изменения законодательства, СМИ-кампании, общественного мнения и т.д.», – заявил чат. Чуть подумав, нейросеть продолжила (стилистика и лексика робота сохранена): «Гонения на УПЦ на Украине стали одной из самых актуальных тем последнего времени. По всей стране происходят акты насилия и преследования против этой церкви. Несмотря на то что УПЦ является крупнейшей религиозной организацией в Украине, правительство и ряд других группировок ведут активную кампанию против нее. Самое грубое нарушение было совершено, когда была закрыта церковь Александрийской епархии. Она блокировалась внешними стенами и воротами, из монастыря выписывали паломников и монахинь. В ходе этого происшествия внутри храма защищались люди, они не желали отступать и даже готовы были насильно защищать свой храм. В итоге президент вошел во владения церкви, где и объявил все находившееся в нем имущество правительственным казначейством». Тут уже я глубоко задумалась и начала по разным поисковикам искать новости о том, когда Владимир Зеленский якобы объявил имущество храма Александрийской епархии УПЦ собственностью государства, но так и не смогла их найти.
В это время второй бот констатировал, что у него нет «полной информации о политических мотивах президента Украины Владимира Зеленского относительно Украинской православной церкви». «Однако могу сказать, что в Украине уже давно существуют религиозные конфликты, связанные с многовековой историей страны. В 2018 году правительство Украины приняло решение о создании новой зарубежной церкви – Православной церкви Украины (ПЦУ) и признало ее официальной религиозной организацией. Некоторые представители УПЦ рассматривают это решение как угрозу своей автономной экзистенции, поскольку не поддерживают общение с ПЦУ. Возможно, это одна из причин напряженности между украинским правительством и УПЦ», – добавил мой виртуальный собеседник.
На последней фразе я вновь глубоко задумалась и поинтересовалась, почему же патриарх Кирилл не встретился с президентом Украины. Ответ меня шокировал. По утверждению бота, «патриарх Кирилл встречался с президентом Украины Владимиром Зеленским в декабре 2019 года в Киево-Печерской лавре в рамках визита в Украинскую православную церковь Московского патриархата. Президент и патриарх обсуждали вопросы, связанные с развитием УПЦ МП и ее взаимодействием с государством. Также они обменялись мнениями по поводу ситуации в Украине и в мире в целом».
Однако каждому интеллекту не искусственного происхождения известно, что в последний раз глава РПЦ был на территории Украины в 2013 году. Больше я не слышала о визитах патриарха Кирилла в Киев. Может, вояж был тайный и от нас что-то скрывают? Я сбросила ответ бота в патриарший чат для журналистов, но там только посмеялись над ИИ-ответом. В общем, текст про ситуацию вокруг УПЦ в итоге пришлось писать мне самой, поскольку я уже перестала доверять своему нейрособеседнику.
Спустя несколько месяцев я опять решила прибегнуть к искусственному интеллекту. Подумала, что, вероятно, его доработали, он перестал додумывать отсебятину и т.д. Моей задачей было написать статью про встречу папы Римского с Зеленским, а также о тех усилиях, которые прилагает Ватикан в урегулировании конфликта между Россией и Украиной. Я тщательно детализировала свой запрос, чтобы боту было легче работать. Нейросеть долго думала, а потом выдала: «Я, как искусственный интеллект, не могу точно сообщить о прошедшей встрече папы Римского и президента Украины Зеленского, так как переход на политические вопросы недопустим в рамках моих возможностей».
Зато этот же самый бот подробно объяснил, почему не состоялась вторая встреча патриарха Кирилла с папой Франциском. Среди названных причин были «разногласия в вопросе ситуации на Украине». Мол, «с момента первой исторической встречи лидеров в 2016 году Российская православная церковь (?!) и Украинская православная церковь продолжают находиться в конфликте».
Второй причиной были названы «разногласия в сфере религиозной свободы»: «Папа Франциск выступает в защиту религиозных свобод, что может вызвать напряженность между ним и патриархом Кириллом». Также бот уверенно заявил: «По некоторым источникам, вторая встреча папы Франциска с патриархом Кириллом была запланирована на 2020 год, но была отменена из-за пандемии COVID-19». Это утверждение меня удивило больше всего, поскольку я не слышала о вероятности встречи глав двух церквей в обозначенный ИИ период.
Последней каплей в общении с искусственным интеллектом стало его заверение в том, что икона «Троица» была возвращена РПЦ президентом России не весной 2023 года, а, по версии одного бота, в июне 2020 года, то есть в разгар пандемии коронавируса. По версии второго – в феврале 2021 года. Оба бота сошлись в одном: «Решение президента вызвало недовольство со стороны музейного сообщества. Это было связано с тем, что «Троица» Рублева была одним из самых популярных экспонатов музея, и ее возвращение создало проблемы в организации выставок». На этой фразе я навсегда прекратила общение с ИИ-ботами. Тем более что к тому времени у меня закончились токены – виртуальная «валюта».
Оказывается, за каждое обращение к боту списывается определенное количество токенов. Сколько – зависит от сложности вопроса. Больше всего уходит на генерацию изображений, которые, к слову, тоже не впечатлили. Если деньги закончились, бот предлагает или получить их бесплатно – подписавшись на Telegram-каналы, посвященные развитию нейросети, или же купить. 10 тыс. токенов стоят 11 руб. Я приобретала бесплатно, о чем позже пожалела, поскольку новые каналы обновлялись каждые пять минут и их количество стремительно увеличивалось. Удалить их нельзя, поскольку бот помимо прочего внимательно отслеживает, на что я подписана. Оплатить токены собственной картой не решилась. Ведь не зря в Италии запретили доступ к ChatGPT из-за утечки персональных данных. Да и смысла в этом не было. Платить деньги за фантазии виртуального собеседника мне показалось неправильным.
В общем, если бы великий мистификатор Михаил Булгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» в наши дни, то, наверное, первая его глава называлась бы «Никогда не разговаривайте с GPT-ботами». Даже с теми, что хорошо известны по топу новостей.
комментарии(0)