Особый вид садху – те, что живут в ашрамах и практикуют йогу. Фото Reuters
Непал – единственная страна мира, где индуизм объявлен государственной религией. Здесь множество индуистских святынь, а местные уверены, что в их стране лучше, чем в соседней Индии, сохранилась эта религия, так как их родина не находилась под властью колонизаторов. Непал почитаем и буддистами – ведь здесь родился основатель их учения!
Знакомство с Непалом я начал с Катманду, расположенного в одноименной горной долине. Буддисты живут выше в горах, и я оказался в мире индуистской культуры. Местная жизнь неразрывно связана с религиозными обрядами. Так, непалки сначала кормят богов, а уж потом своих детей и мужей. По утрам местные женщины несут еду в храмы, которые здесь есть в каждом городском квартале. Такие молельни очень «демократичны»: в них вполне может забрести коза, курица или собака. Впрочем, многие непальцы открывают домашние святилища, где ежедневно совершают религиозные церемонии в кругу домочадцев.
Для местных индуистов религия – это волшебство. Например, в непальской столице живет индуистское божество по имени Кумари. Это девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая с помощью специального обряда. В девять лет местные девочки выходят замуж за «деревянное яблоко» (такой фрукт), символизирующий то бога Шиву, то бога Вишну. Земной муж будет позже.
Вообще, некоторые местные обряды могут показаться европейцам дикими. Из-за особенностей физиологии женщина здесь считается менее чистой, чем мужчина. После первого «осквернения» (менструации) девушке закрывают глаза повязкой и 10 дней держат ее в темной комнате, а потом выводят на солнце.
Почти в каждом храме можно увидеть изображение фаллоса. Это лингам, считающийся символом божественной производящей силы. Обычно лингам расположен в символе женского начала – йони. По утрам на его навершие женщины льют молоко.
В местных городах кипит жизнь, фестивали, посвященные событиям из жизни богов, проходят почти ежедневно. Ведь богов множество, и чего только они не делали. Где фестиваль – там и танцы. Танцуют непальцы почти непрерывно. Наблюдал такую сцену. Ехал автобус с женщинами. Остановился в красивом месте, женщины вышли, немного потанцевали для души и поехали дальше.
В сельской местности женщины ежедневно переносят тяжелые корзины с дровами, работают на строительстве дорог, но отнюдь не выглядят несчастными. Хмурых лиц среди непальских индуистов я не встречал, люди очень доброжелательны и умиротворены. Как мне кажется, в этом прямая связь с индуизмом.
Говоря об индуизме, невозможно не упомянуть о садху. Это аскеты, посвятившие себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания бога. Большая их часть – обычные бездельники и бездомные. Но не все. Каждая политическая партия отправляет уважаемого соратника к садху. Говорят, это помогает победе на выборах. Когда партия выигрывает, то садху возвращается из леса, моется и занимает важный пост. Многие из них якобы обладают телепатией и умеют перемещаться в пространстве и времени. Так, один премьер-министр Индии очень удивлялся соревнованиям США и СССР в космосе, ведь побывать на Луне запросто может любой садху средней руки.
Особый вид садху – те, что живут в религиозных обителях – ашрамах и практикуют для просветления йогу. К слову, ее европейское понимание как совокупности физических упражнений в корне неверно. Йога – это прежде всего духовная практика, дополняемая молитвами, мантрами и медитацией. Считается, что первым йогом был бог Шива, и поэтому не случайно все садху являются его последователями.
Часть таких ашрамов ориентирована на туристов. Распорядок дня в них таков. В 6 утра медитация. В 7 – класс йоги. В 8.30 завтрак. С 12 до 13 – опять медитация. В 17 часов йога. В 18.30 ужин. В 21.00 опять медитация. Цена такого заведения по местным меркам запредельная – 60 долларов в день. К слову, в соседней Индии такая же программа будет стоить не больше десятки.
Тибетский буддизм во многом перекликается с западной философией. Фото Reuters |
Моей целью в этом регионе был знаменитый буддийский монастырь Намобудда. По легенде, на этом месте когда-то непальский принц пожалел голодного тигра и отдал ему свое тело. Благодарный тигр съел только мясо и не тронул кости.
Такая легенда появилась отнюдь не случайно. В Тибете, Непале, Монголии, Китае и Японии распространено буддийское учение махаяна, где делается упор на сострадание и любовь к людям. В этом ее коренное отличие от течения тхеравада (распространено в Юго-Восточной Азии и на Шри-Ланке), где во главу угла ставится самопознание и монашеское уединение.
С точки зрения махаяны, только проникнувшись состраданием ко всему человечеству, можно обрести счастье. Интересно, что если ты останавливаешься в монастыре, то монахи специально тебя предупреждают, что ни в коем случае нельзя убивать комаров – их можно лишь «деликатно» стряхивать со своего тела.
Побывал я и на местном буддийском служении. Оно резко отличается от достаточно красивой и мелодичной службы тхеравады. Это просто какая-то какофония: непальские монахи дуют в специальные трубы, бьют в бубны и хлопают в ладоши. Такими действиями они благодарят Будду. Звук получается очень специфический и отнюдь не мелодичный.
Более детально с тибетским буддизмом я познакомился в монастыре Капан, где иностранец приблизительно за 100 долларов может взять недельный курс буддизма. Этот монастырь был основан тибетским ламой Тхубтен Еше. После его смерти маленький испанский мальчик Осел Торрес был объявлен реинкарнацией великого ламы, в возрасте шести лет он был отдан в буддистский монастырь в Индии, где и провел 11 лет. Однако в 24 года Торрес передумал быть ламой. Теперь он носит длинные волосы, поношенные джинсы и снимает документальные фильмы в Испании.
В Капане мы проходили довольно сложные курсы буддийской философии. Интересно, что тибетский буддизм во многом перекликается с западной философией. Например, понятие Канта «вещь-в-себе» практически тождественно понятию в махаяне «шуньята» (пустотность). Но особенно много в тибетском буддизме сходства с философией Шопенгауэра. Ведь немецкий философ увлекался буддизмом, и в его кабинете стояла статуэтка Будды.
Упор в наших занятиях делался на практики, для меня неотличимые от психоанализа. Например, мы выявляли причину беспокойства, а затем ее анализировали. Как выяснилось, именно пережитые личные трагедии или общая неудовлетворенность жизнью заставляет западных людей бросать привычный комфортный уклад и уезжать за успокоением в монастырь в далеких Гималаях. Мне запомнилась одна женщина. Ей 40 лет, но детей у нее нет. И, похоже, смысла жизни тоже. Работает она официанткой и поваром на яхтах миллионеров. Зарплата – 3 тыс. долларов, но спать удается не более четырех часов: «Это работа на износ. Eще год – и я не выдержу».
Уезжал я из Непала не то чтобы другим человеком, но гораздо более умиротворенным, чем до поездки. По моему опыту, эта страна – великолепное место для людей, пытающихся найти ответы на «вечные» вопросы.
Катманду
комментарии(0)