Актовый зал в дипмиссии России в Берлине был заполнен до отказа. Фото автора
Несколько раз в год посольство Российской Федерации в Берлине открывает свои двери для посетителей. Обычно на посольские мероприятия собирается довольно разнообразная публика. Но День Победы, который в стране – победительнице во Второй мировой войне празднуется в отличие от всей Европы именно 9 Мая, – праздник все-таки особый. Считается, что это связано с тем, что официально капитуляция Германии наступила 8 мая 1945 года в 23.01 по берлинскому времени. А в Москве уже было из-за разницы во времени 9 мая.
В Германии 8 мая официально называется Днем освобождения (имеется в виду освобождение от нацистского ига), а в Европе – Victory Day (VD). Утверждается, что термин VD появился еще в сентябре 1944 года в ожидании победы над Германией. Но в последнее время это название переосмысливается, и 8 мая уже многие называют просто Днем Европы без упоминания причины события, связанного с этим.
Причина такого забвения, собственно говоря, одна и связана с нежеланием вспоминать тех, кто разгромил гитлеровскую Германию. И недавнее решение президента Владимира Зеленского о введении в качестве основного праздника в Украине Дня Европы вместо Дня Победы именно с этим и связано. Праздновать День Европы без упоминания причины практически равносильно попытке переосмысления истории. Европарламент предпочел в этот День Европы говорить о европейских ценностях, в которых полностью растворяется прошлое, связанное с поражением Германии во Второй мировой войне.
Иногда подобное нежелание помнить прошлое приобретает анекдотические черты, а иногда трагические. Мне пришлось столкнуться, например, с таким фактом, что взятие Берлина в 1945 году Советской армией в Германии приписывается... украинцам. Это связано с участием 1-го Украинского фронта (наряду с 1-м и 2-м Белорусскими фронтами и Войском Польским) во взятии столицы гитлеровской Германии.
Знакомый немецкий врач в недавней беседе прямо утверждал это, а один из участников антироссийской демонстрации 9 мая перед входом в российское посольство в Берлине с украинским флагом в руках именно этим фактом и обусловливал свое участие в данной акции. В ответ на мое замечание, что 1-й Украинский фронт – это географическое, а не демографическое наименование, он смущенно заметил, что учился в баварской школе, а там таких подробностей не изучали. Человек был уже немолодой и не восточный немец, которых в школах ГДР все-таки истории учили. Скорее всего в Западной Германии уже в годы его молодости – а это было, видимо, где-то в 1970-е годы – прошлое пытались основательно забыть.
Вопрос участия в приеме в российском посольстве по случаю 9 мая в немецких СМИ был приравнен к тесту отношения к «стране-агрессору», как здесь постоянно именуют Россию. Кто же отважился прийти на прием?
По данным посольства, это были ветераны (разумеется, бывшие советские), ленинградские блокадники, дипломаты, военные атташе стран СНГ и дружественных России стран Азии и Африки, журналисты, россияне, проживающие в Германии, представители Русской православной церкви и немецкой общественности. Западные послы (даже бывшие союзники СССР в борьбе с фашистской Германией) отсутствовали. Как написала по этому поводу Berliner Zeitung, из протеста против действий России в Украине.
Именно представителей немецкой общественности местные СМИ отслеживали буквально поименно. Чтобы в этот день посетить посольство России, надо было, судя по всему, обладать немалым мужеством.
Посол Сергей Нечаев тепло поздравил ветеранов. Фото с сайта посольства РФ в ФРГ |
Среди тех представителей немецкой общественности, кого сумели отследить немецкие СМИ, прежде всего упомянут экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, который вместе с женой посетили в этот день посольство. Еще там побывали Клаус Эрнст, руководитель комитета Бундестага по энергетике и климату, депутат от Левой партии, лидеры «Альтернативы для Германии» Тино Хрупалла и Александр Гауланд, который теперь уже занимает в партии почетные должности. Гостями были и представители теперь уже далекого прошлого, в том числе Эгон Кренц – последний генсек Социалистической единой партии Германии, которая находилась 40 лет у власти в ГДР.
Из сотрудников немецкой прессы журналисты берлинской Tagesspiegel заметили двух представителей руководства Berliner Zeitung – газеты, которая издавалась в Восточном Берлине еще во времена ГДР.
Проблема соотношения прошлого и настоящего довлела в эти дни над немецкой столицей. Как отметил в одной из социальных сетей мой старый знакомый Мартин Хофманн, руководитель общества Германия–Россия, «9 Мая – это не только день памяти жертв Второй мировой войны и павших советских солдат. Это день смирения и благодарности за то, что нам, немцам, несмотря на ужасы, жестокость и несправедливость нацистской Германии, была протянута рука». Но он отдал дань и сегодняшнему дню, отметив, что это день нескончаемого траура по поводу того, что страны – правопреемницы былых освободителей, Украина и Россия, теперь находятся в состоянии вооруженного противостояния друг с другом.
Российский посол в Берлине Сергей Нечаев в своей речи на приеме в посольстве отметил, что «сегодня мы наблюдаем, как в странах Европы нацисты и их приспешники возводятся в ранг национальных героев. Дискредитируется подвиг Красной армии, оскверняются советские воинские захоронения, разрушаются и сносятся мемориалы». По его оценке, история фальсифицируется в угоду текущей политической конъюнктуре, предпринимаются попытки уравнять жертв и палачей, победителей и побежденных. «С этим невозможно мириться. Нацизму нельзя дать ни единого шанса на возрождение, в том числе в виде русофобии», – подчеркнул дипломат.
Конечно, посол обратился и к реалиям современной ситуации в Германии. Он сказал, что россияне решительно не приемлют решение властей Берлина, согласно которому 8 и 9 мая 2023 года на основных советских воинских мемориалах посетителям запрещалось демонстрировать российские государственные флаги, а также символы, неразрывно связанные с Днем Победы и освобождением Германии и Европы от нацизма, включая Знамя Победы, флаг СССР, георгиевскую ленточку, элементы исторической военной формы и даже песни военных лет. «Считаем такой подход аморальным и недопустимым. Требуем полной отмены соответствующих запретов», – сказал Нечаев, напомнив, что Советский Союз заплатил за мирное небо над Европой жизнями 27 млн своих граждан.
Берлин