Дамы, садящиеся на шпагат, привлекали художников во все времена. Фото автора
Эта выставка в Парме проходит два раза в год, весной и осенью. Когда мы с коллегами посещали ее лет 10 назад, у нас не хватило сил пройти ее полностью и мы попросту капитулировали. В этот раз мы пообещали себе «на характере» пройти ее полностью.
Для человека, не посвященного в нюансы, такая постановка вопроса может показаться странной – а в чем вообще проблема? Схожий феномен срабатывает при посещении крупных музеев. Много в них не походишь – эмоциональное подключение к произведениям искусства высасывает энергию. Вдобавок мы не просто смотрим на картины на выставках, а одновременно производим в голове сложные расчеты: «Нравится? Подлинность? Состояние? Датировка? Нет ли реставрации? Как везти? Безопасно? За сколько купить? За сколько продать? Кто купит? Насколько быстро?» и т.д.
Дверные молоточки, чувствующие себя безопасно в старых итальянских воротах, порой стоят целое состояние. Фото автора |
Это, без сомнения, Самая Большая Выставка, на которой мне приходилось бывать. Согласно заявлениям устроителей, площадь ее составляет 22 000 кв. м. Это как три футбольных поля, сплошь заставленных предметами искусства, десятками тысяч самых разных предметов. От грандиозных садовых скульптур высотой в 5 м до крошечных пуговиц. Приходится постоянно перенастраивать фокус своего восприятия с микро на макро и обратно.
Все наши выставки, о которых с гордостью рапортуют московские организаторы, выглядели бы здесь как прихожая перед основным залом.
Что там продают? Если коротко, то всё. Отдельный огромный ангар посвящен авто. Мы лишь сунули туда нос – там вообще отдельная субкультура. Я к машинам практически равнодушен, поэтому у меня весь этот гимн ДВС не вызывает никакого трепета. Но вообще любителей полно.
Забыл упомянуть о том, как по-итальянски элегантно организован вход на выставку. Очередь в несколько сотен метров выстроилась заранее, но, как только двери открылись, логичная система живой очереди: первый, второй, третий – превратилась в итальянский хаос: пятьдесят шестой, одиннадцатый, сто десятый, – и все решили зайти одновременно.
Прямо на входе – огромный стенд с пармской ветчиной, ее здесь продают буквально везде. Не был в аптеке, но не удивлюсь, если ветчину и в ней предлагают (как успокоительное). Без шуток: в витрине одной фармацеи видел бутылки вина – у здешних эскулапов свои представления о лечении.
На каждом стенде - смешение стилей и эпох. Фото автора |
Отсюда – настоящий фейерверк художественных впечатлений. Всевозможные комбинации в любых возможных пропорциях, и все намешано. Дольче-Вита-Фэйр – «Выставка сладкой жизни» – срез даже не искусства, а ощущений, которыми наполнены местные. Народу на выставке ОЧЕНЬ много, и отнюдь не знакомых прошаренных персонажей, снующих и по московским ярмаркам, а просто людей, которые пришли что-то купить домой, чтобы украсить свое жилье. Тех, кто хочет, «чтобы было красиво». И вот этот праздник обмена красотой чувствуется во всем.
…Увидел на одном из стендов чудный дверной молоточек. Стоит такой предмет больших денег. Подобные молоточки часто встречаются в городе на старых дверях, почему-то никто их не выковыривает из ворот темными пармскими ночами. В который раз восхищаюсь уровнем культуры. Виват, Парма!