Благодаря своему интеллекту такс Ларсик мог бы защитить кандидатскую, но он решил защищать «докторскую». Фото автора
Вот уже какой год подряд ученые из разных стран мира заявляют, что такса – порода норных собак с длинным телом и коротенькими лапками, входит в топ самых агрессивных. Как таксятник с более чем 20-летним стажем ответственно заявляю – это не так.
Действительно, эту породу, считающуюся чуть ли не одной из самых древних, простой назвать нельзя. Те, у кого проживают или когда-либо проживали таксы, прекрасно знают и об их упрямстве, и об их излишней самостоятельности. При этом я за все время общения с такими же, как я, счастливыми обладателями «сосисок на четырех лапках», ни разу не слышала, что их собака просто агрессивна. У такс для агрессии, а вернее для того, чтобы выразить собственное мнение и сформировать отношение к происходящему, всегда есть повод. Просто таксы молчать не станут и сразу же обо всем расскажут и даже покажут. Является ли это агрессией? Это – свобода самовыражения, которую, кстати, истинные любители породы в ней очень и ценят.
Все дело в том, что такса – охотничья порода, и в отличие от многих других она должна уметь достаточно быстро самостоятельно принимать те или иные решения, которые в итоге приведут к успеху. Если это рабочая собака – то к поиску и выманиванию из норы лисы или барсука. Если диванная – то к достижению наибольшего комфорта среди мягоньких подушек.
Так что независимость, можно сказать, заложена у такс в генах. Как и громкий голос, чтобы, если что, хозяин смог услышать своего пса, который находится в норе под землей, и определить, в какую сторону собака погнала добычу. Если вдруг вы услышите из-за угла низкий и оглушительно-грозный лай – не пугайтесь. Возможно, это малютка-такса вышла на прогулку и рассказала об этом граду и миру.
Вообще таксы любят полаять. Холеричные и легковозбудимые в своем большинстве, они мгновенно зажигаются новыми идеями и переполняются эмоциями. Лай, как и быстрый бег, в некоторых случаях помогает снять это перевозбуждение. Но поскольку побегать в городе без поводка не многие могут себе позволить, приходится лаять. Опытные собаководы знают, как перенаправить эту энергию в мирное русло, и потому у ответственных хозяев таксы воспитанны и спокойны.
Еще одна особенность породы – она как бы делится минимум на девять подвидов. Таксы бывают короткошерстными, длинношерстными и жесткошерстными. Самые спокойные из этой тройки, на мой взгляд, длинники, поскольку при их селекции были задействованы спаниели. У жесткошерстных, или попросту жестиков, присутствуют гены терьеров, поэтому этот подвид славится большим упрямством (но и большей вдумчивостью), а также похожей на проволоку шерстью и присутствием выразительных бровей и бороды.
Помимо этого таксы разделяются на стандартных (до 12–15 кг), карликовых или миниатюрных (до 5–6 кг) и кроличьих (2,5–3,5 кг). У двух последних в размерной линейке в той или иной степени некогда присутствовали гены мини-пинчера. Кроличьими такс называют потому, что в силу очень маленького размера и веса завалить они могут животное не больше кролика. Так думают люди. Сами же таксы на размер не оглядываются. Любая из них – стандартная ли, миниатюрная или кроличья – уверена, что сразиться они могут если не со слоном, то со львом точно. Как говорят англичане, «Важен не размер собаки в драке, а размер драки в собаке»…
Таксы – единственная порода собак, которая имеет девять вариаций. Фото Reuters |
Собаки этой породы легко идут на компромисс, если понимают, зачем и для чего, ну и что в итоге их ждет какой-нибудь прекрасный бонус, будь то лакомство, веселая игра или прогулка с любимым хозяином. Кстати, таксы очень ориентированы на своего человека и готовы с ним на любое приключение – перелет ли это на самолете, поход ли на велосипеде или сплав по реке на байдарке. Ради хозяина они даже могут отказаться от задорных игр с сородичами, хотя сама по себе эта порода очень общительна. Главное, чтобы все были вместе и чтобы все было весело, легко и без какого-либо принуждения. Таксы вообще не терпят какого-либо насилия.
Надо отметить и то, что таксы по своей физиологии достаточно здоровые собаки, которые могут радовать своего хозяина 14–19 лет. Но у них есть две главные болезни. Одна из них известна многим – это выпадение межпозвонковых дисков, которое может привести к частичному, а то и полному параличу. Поэтому таксам лучше не прыгать с высоких поверхностей. О второй знают хорошо лишь таксятники – заболевание сердца.
Впрочем, ни парализованные таксы, ни таксы-сердечники, если они хорошо себя чувствуют и у них нет болей, сами себя больными и инвалидами не считают. Знакомый парализованный такс Тимошка на своей двухколесной коляске гонял так, что его едва могли догнать другие собаки. А о смертельном заболевании моего собственного такса Ларсика – эндокардиоз митрального клапана – знали только я и врач-кардиолог. Все остальные считали его абсолютно здоровой собакой.
Ларсик был моей третьей (не считая двух рожденных дома щенков) по счету таксой. Каждый раз после ухода предыдущих я себе давала слово, что никогда больше не заведу представителя этой породы. Но каждый раз, спустя положенное время проживания горя, в доме почему-то появлялся длиннотелый и короткопалый щенок.
С каждой новой собакой я получала новые знания и применяла новые техники общения и обучения. Если моя первая такса – короткошерстная мраморная миниатюрная Гелька знала только базовые команды и предпочитала проводить день, нежась на солнышке и на диване (кстати, таксы рождаются со знанием того, что они должны спать на кровати), то второй такс – длинношерстный рыжий карликовый Вили Винки, командам обучен не был. Но был удивительно послушным песиком, радовавшийся любым путешествиям со мной. Вместе с ним мы часто летали на самолете, ездили в гости по Москве и встречались с сопородниками в разных районах города. Ларсик поездки не очень одобрял, зато понимал многие слова, знал много смешных трюков, умел определять цвета, читать, играть в крестики-нолики и на синтезаторе, а также очень увлечен был ноузворком – поиском предметов по запаху…
Так что у такс по большому счету есть только один минус – если у тебя в доме хоть однажды заведется собака этой породы, то это уже навсегда. А если в доме уже есть такса, то обязательно появится вторая, третья и так до бесконечности. Потому что такс много не бывает.