Такого количества дворцов на квадратный километр нет нигде в Италии. Фото Фреда Ромеро
Пару недель назад в ходе короткого визита в Италию завернули с моим старшим товарищем на несколько часов в Болонью, где ощутили очевидный туристический шовинизм. В какие-то населенные пункты вас заманивают вопреки тому, что список достопримечательностей подчас состоит из водонапорной башни с коровником, в то время как другие города словно накрыты волшебным плащом, делающим их невидимыми для туристов.
Что такое Болонья? Держу пари, файл, к которому в данный момент обращается ваш мозг, содержит весьма малое количество информации: «Город. Где-то в Италии. Там еще соус болоньезе придумали». Все! А что же ждет там в реальности? Чистый восторг! Вероятно, хитрые болонки (?) или болонцы (?) просто договорились не пиарить свой город, чтобы избавиться от толп туристов (вспомним засиженную всеми Венецию).
Такого количества дворцов на квадратный километр я не видел нигде в Италии. Помнится, в другом тексте я воспевал красоту узких Пармских улочек – так вот, Парма выглядит просто поселком городского типа по сравнению с Болоньей. Чувствуется, что на протяжении столетий в город стекались огромные деньги, которые постепенно трансформировались в удивительную архитектуру. Сейчас, в эпоху глобального интернета, когда цвет трусов кинозвезды становится известен всему миру через пять минут после того, как она неловко перебросила ногу за ногу, информация о средневековых небоскребах Болоньи застала меня врасплох. К стыду своему, я никогда даже не слышал об этом чуде света!
Конечно, мои восторги неофита для людей, чуть глубже знакомых с историей и культурой Апеннинского полуострова, прозвучат наивно, но вы не пожалейте пяти минут погуглить историю небоскребов Болоньи. Картинки из средневековых рукописей, иллюстрирующие сотни высоченных башен, потрясают. Манхэттен XII века – это сравнение звучит как альтернативная история, однако это самое точное описание тех архитектурных баталий, которые творились тут давным-давно. Почти тысячу лет назад богатые семьи Болоньи нашли грандиозное «развлечение» – чемпионат по строительству настоящих небоскребов, достигавших 100 метров в высоту. Конечно, от былой роскоши теперь осталось не так много, однако даже то, что можно увидеть сейчас, выглядит невероятно.
Очень странно, что в нашей памяти нет никакой информации про Болонью, кроме соуса. Да, когда-то давно еще были болоньевые плащи! Плащи, соус – о’кей, но как могли спрятаться от нашего внимания эти средневековые башни – ума не приложу!
Паста болоньезе – это, по сути, знакомые всем макароны по-флотски. Фото с сайта www.freepik.com |
Короткая зарисовка – удивительно, как срифмовались в рамках одной прогулки две мелодии, два взгляда на жизнь, два ритма и две Вселенной. Молодой парень с виолончелью накладывал живую музыку на современную аранжировку хита моей юности – Сranberries Zombie, и я не мог сдержать слез: стоял на улице и ревел болонской белугой. А спустя 10 минут на маленькой площади квартет «ламповых» музыкантов с саксофоном и гармонью растрогал моего старшего спутника задушевным исполнением классического вальса.
В сердцах разных поколений живут разные мелодии – любопытно, спустя четверть века будут ли нынешние подростки смахивать слезу, услышав на радио «Ретро» «Зачем мне солнце, Монакоооо?».
Попробовали мы и легендарное – пасту с болонским соусом. (Задумался, на сколько лет мне будет запрещен въезд в Италию, если я напишу, что паста болоньезе – это, по сути, макароны по-флотски, только фракции фарша покрупнее и поплотнее, чем принято у нас.) В целом очень вкусно, хотя и вполне знакомо. Несмотря на плотность обеда, макарошки не вызвали ощущения тяжести, а, наоборот, оставили патентованное болоньевое послевкусие.
Средневековые небоскребы Болоньи очень и очень впечатляют. Фото автора |
Фамильная реликвия, которая используется по прямому назначению, а не спрятана в сундук. Этот молоточек не лежит безмолвно, среди рукописей и медалей, а по-прежнему гордо сообщает хозяевам о приходе гостей. Это какая-то вера в то, что с ним ничего не случится и что он, этот молоточек, как амулет, убережет семью от бед и лишений. Удивительно, правда? Ощущения нации через крошечный кусочек металла. Вера, отлитая сотни лет назад.
Болонья – необыкновенная. И в 100-метровых небоскребах, и в крошечных дверных молоточках.
Проведя в Болонье три полноценных часа, на следующее утро мы улетели в Стамбул, где нас снова захлестнул контраст между неспешной, летаргической Европой и несущейся на форсаже столице Турции.
А туда все же придется вернуться – подняться на башни, насладиться мозаикой мостовых, еще раз прикоснуться к символам веры, прибитым гвоздями к средневековым дверям – и наконец-то, как местные, следуя их генетическому коду, научиться стремительно накручивать спагетти на вилку, доверху наполненную знаменитым болонским соусом.