Упрямее скалы только судьба. Фото Евгения Никитина
Желания
Ждешь письма – ждешь сильно: будто сосет под ложечкой. Открываешь почтовый ящик – но там опять пусто. Словно ударился головой о преграду, которой все безразлично. Остался этот звук, глухой и тупой. Можешь услышать в нем и насмешку. Остался с носом: ни писем, ни нирваны.
* * *
Письмо, оставленное без ответа, – как неубранное поле. Вспоминается Николай Некрасов: «Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она».
* * *
Он долго ждал телефонного звонка – но не дождался. Когда ожидания прекратились, он понял, наконец, что слышал могильную тишину.
* * *
Телефон все молчал, как будто требовал языческой жертвы.
* * *
Ждешь внимания к себе, как иссохшая земля ожидает дождя.
Жизни нужно обрастать всходами. Были бы условия для того.
* * *
Не только годами измерима жизнь, но даже безрезультатными ожиданиями.
* * *
Желания и их удовлетворение – большая в жизни «разность потенциалов». И бьет человека током жизни.
* * *
Хотел перейти через дорогу, но мешал «железный поток».
* * *
Неумолимость рока, тупость и холод – все есть в отверженности.
* * *
То, что ты любишь, забирает злой рок: многое, очень многое. Точно отсекает часть тебя самого. И боль, неуемная боль. Проклятая эта хирургия не знает ведь вовсе наркоза.
* * *
Редки в твоей жизни моменты радости – редки, как белые вороны. И сиротливы те моменты на фоне твоих несчастий, что затмевают и проблески радостей. Так белую ворону заклевывают обычные ее сородичи.
* * *
Судьба накатывается, как асфальтный каток, который не знает светофора.
* * *
Судьба методично разжевывает тебя – неумолимо, день за днем.
* * *
Упрямее скалы только судьба.
* * *
Судьба всевластна, но темна. Не знает она и теории вероятностей.
* * *
Если жизнь – стечение обстоятельств, то судьбу можно понять. Изгаляется над человеком: столько бывает всяких стечений!
* * *
Обстоятельства сговорились против тебя. Неужели не поможет Фемида?
* * *
Символом тупости служат обстоятельства: настолько безумно стекаются порой. Многие смотрят на обстоятельства иначе – видят в них действие «высшего разума».
Что ж, каждый видит свое.
* * *
Беды твои – как тучи. Вот прояснилось. Но снова ползут «небесные странницы», силясь затмить все твое «небо».
* * *
Беды группируются против тебя, как уголовники соединяются в банду. Берегись, человек! И важно победить хоть одну бы из бед. Тогда ослабеет «банда».
* * *
День за день морозит и морозит. Какое-то злобное упорство. Будет и оттепель. Но вызовет горькую усмешку, ведь не все доживут до нее.
* * *
Избежать судьбы – несбыточно: она навязчива, как цыганка. Но можно плюнуть на ее вызовы.
* * *
У судьбы не только баловни, но и мальчики для битья. Пристрастна эта «женщина» – увлекается судьба.
* * *
Принято говорить о судьбе человека. Но все решают обстоятельства. Порой совершенно пьяные, они глумятся над всем, что живое.
* * *
Опасность обхаживает тебя, как хищник раненую жертву.
* * *
Когда веревка затягивается на шее, что же ее остановит – дефект веревки, узел?.. Получается, зло, в своем роде, бывает качественнее добра.
* * *
Необычно женственная, она шла к автобусной остановке. Сблизившись с ней, он вздохнул: «Вот встретились, чтобы никогда не увидеться вновь… Никогда!» Сделав изрядный крюк, он вышел к следующей остановке и, зайдя в автобус, увидел ее…
Молчи, теория вероятностей, когда слышна поступь судьбы!
* * *
Жизнь бесцеремонно раскатывает тебя, как труп кошки раскатывают на асфальте машины.
* * *
Беда – как современный автомобиль: подкатывает бесшумно. Наезжает обычно сзади.
* * *
Ждешь милости от судьбы? А она надвигается снежной лавиной, и ничто ее не остановит.
* * *
Трудно выжить моей мелодии, как травинке средь трещины в асфальте. Вот травинка приподнялась, а вот…
И уносятся вдаль стремительные авто.
* * *
Кошмары наяву, кошмары и во сне. Забастовать бы. Но бесполезно: рождаются новые люди – штрейкбрехеры, которые тоже будут страдать.
* * *
Не могу не удивляться: почему продолжаю жить? Ведь кругом все отравлено.
* * *
Человеческую жизнь сопровождают ловушки, и часть из них – это надежды.
* * *
Гибнут твои надежды – одна за другой. Так хлебные всходы побиваются градом. Торжествует неизбежность – слепая разрушительная сила.
* * *
Гибель надежды – это двойная смерть. Ведь гибнет при этом и часть тебя самого.
* * *
Думал о погибших своих надеждах, как смотрят на убитых на поле битвы. Хорошие были надежды. И было их много. Не завести ли для надежд кладбище? Но очень уж дороги памятники.
* * *
Надежды расстаются с тобой, как листья осенью покидают деревья… Фу ты, какая чушь! В жизни все много проще. Надежды бегут от тебя разом: так шпана убегает от полиции.
* * *
Придумываешь новые надежды, а они не исполняются, считай: иссушаешь себя.
* * *
Нет большей насмешки над человеком, чем безысходность.
* * *
Преодолеть обыденность так же нелегко, как шаттлу преодолеть земное притяжение.
* * *
Живем по накатанной схеме, как животные по биологической программе. Подлинная жизнь человеческая лишь в отклонениях от схемы.
* * *
Несчастья твои неотвязны, как тень.
* * *
Огни во дворе слепили. «Как лагерные прожектора?» – подумал я и, приговоренный к жизни, продолжил прогулку. Рядом шли другие «приговоренные»: бледные лица при свете противных огней.
* * *
Реально лишь страдание; все остальное – миражи.
* * *
Радости в жизни становятся чудом. Это и есть страдать.
* * *
Очень холодно. Выходить из дома не хочется. Морозы давно уже надоели, как надоела луна – верная спутница морозных ночей. Она нелепа: сияет начищенным медным тазом, который накрыл твое счастье.
* * *
Апрель. Вытаяли прошлогодние листья. Снега нет, а они прижаты к земле, будто все еще под его прессом. Так и с тобой: беды ушли, а груз их остался.
* * *
Тоска до ломоты в зубах.
* * *
Обладателю двух плеч, человеку, полагается два несчастья: свое и еще чье-то.
* * *
Если до счастья всего лишь микрон – это тоже не счастье.
* * *
Разнообразны прелести лета – но нет полноты без криков стрижей. Так в жизни твоей – один шажочек до счастья.
* * *
Счастье рушится, как карточный домик. Но строя «домик», думают, что в нем и есть счастье.
* * *
Призрак счастья гибнет в агонии. И здесь бессильны консилиумы.
* * *
Стараемся, изощряемся – но строим карточный домик. Вот он красуется – а вот рухнул, вернув нас в исходную плоскость – в одно-единственное измеренье.
* * *
В женском «нет» неумолимость отбора – естественного отбора по Дарвину.
Про Серую Шейку
Памятник Мамину-Сибиряку: рядом изрядная лужа. «Пустить бы Серую Шейку», – подумал я. Подошли питомцы детсада: с ними молодые воспитательницы. «Смотрите, Мамин-Сибиряк, – сказала одна воспитательница. – Помните рассказ о Серой Шейке?» – «Это не рассказ, а сказка», – поправил я, воодушевляясь. «Сказка-быль», – поддержала свой престиж она. «Про бедную девушку, которую бросили», – продолжил я. Но воспитательница промолчала, слегка покраснев. Тема была актуальной.
* * *
Наши напрасные добродетели – как письма «до востребования», посланные умершим. Трагедия одиночества здесь печальна вдвойне.
* * *
Поливал во сне ветку, стоящую в банке с водой… Смешны мы со своими ненужными добродетелями.
* * *
Очередное ожидание опять не оправдалось… Пустота обожжет, как арктический холод. И жизнь покажется крохотной полыньей, где зимует старая утка. А полынья все сужается…
* * *
Если отвергнут, то будешь попран, сколько, голубчик, ни жди.
* * *
Росток проклюнулся из земли и, наткнувшись на асфальт, почувствовал неизбывную тяжесть. Это и есть отверженность.
* * *
Отвергая человека за недостатки, мы отвергаем и его достоинства. А это, конечно, преступно.
* * *
Тоска – это рана, откуда сочится кровь души.
* * *
Тоска не от внешних обстоятельств: она – болезнь души.
* * *
В той части души, где нет надежды, обязательно возгнездится печаль.
* * *
Нет ни судьбы, ни рока… Нет ничего. Одно лишь стечение обстоятельств, которые – как молекулы. Бедный человек! – ждет милости от этих «молекул».
* * *
Исключения из правил лишь подтверждают: жизнь есть стечение обстоятельств.
Образы злополучия в Русском музее
Есть в Русском и картины о горе детей: они особо приковывают взор. Одна из них – «Дети-нищие» Фирса Журавлева, другая – «Оскорбленный еврейский мальчик» Ивана Крамского. Здесь горе, безутешное горе. Полна им и каждая клеточка тела. Глаза тех страдальцев – укор всем счастливым, строгий вопрос: «Почему?»
Но есть иного рода несчастье – то, что вызревает годами, не зная преград на своем пути. Запечатлеть такое привелось и Карлу Брюллову. Вот образ царской дочери – великой княжны Александры Николаевны. Девочкой-девушкой изобразил ее Брюллов – богато одетой, с милой собачкой на руках. Все трогательно. Но трагический мотив ощутим. Героиня картины в движении – идет навстречу своей судьбе. Через несколько лет, уже замужняя, она скончается в свои девятнадцать. За три часа до этого умрет и рожденный ею мальчик. Пока же кажущееся благополучие. Но чаша беды уже наполняется – капля за каплей. И звуки этих капель Александра будто бы слышит. В том же зале другая работа Брюллова – портрет графини Самойловой с приемной ее дочерью девочкой Амацилией, потерявшей мать в младенчестве. Прекрасна Амацилия, но очень грустна, хотя роскошна ее жизнь. Став взрослой, она познает дважды вдовство, закончив жизнь в монастыре. Неужели и здесь предчувствие?
Еще одна разновидность беды – несчастье тех, кто пока не родился. Полотна о них будут тоже написаны.
Silentium
Молчат умершие, молчат и твои живые. Где грань между ними? Умер и ты, решили живые. И нет сил закричать: «Я не мертвый!» Кричи не кричи – все напрасно. Какофония большого города похоронит и твой голос. Как трудно играть роль живого!
Пермь