0
7119
Газета Стиль жизни Печатная версия

17.01.2023 17:24:00

Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии

Что происходит с самым известным памятником византийской архитектуры

Милена Фаустова

Об авторе: Милена Геннадиевна Фаустова – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул


святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. Фото Reuters

В конце 2022 года в греческих СМИ прогремела новость: турецкий археолог обнаружил очередные повреждения в соборе Святой Софии в Стамбуле, который в 2020 году по распоряжению президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана был превращен из музея в действующую мечеть. Ученый Омер Фарук Явашчай утверждал, что на «дверном коробе», расположенном под «жертвенной» мозаикой, он увидел «двусторонние повреждения». На опубликованных фотографиях действительно видны следы частичной утраты бронзовых пластин, которыми обиты дверные створки. Правда, понять, о каких именно вратах идет речь, оказалось непросто. В соборе как минимум две похожие двери расположены под мозаиками.

Есть так называемые Царские врата, на тимпане которых изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. На других вратах можно увидеть Богоматерь и византийских императоров Константина Великого и Юстиниана I, приносящих Марии в дар город Константинополь и собор. Эти двери расположены чуть поодаль от главного входа и ведут в один из трех нефов некогда христианской базилики.

Волею судеб буквально через несколько дней после публикации новости о повреждениях я оказалась в Стамбуле и вечером уже стояла перед Святой Софией, или, как ее теперь называют, мечетью Айя София.

В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов – с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Также удалось увидеть и серию мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу – и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения.

1-16-2480.jpg
Пройти в глубь молитвеннного зала
могут только мужчины.  Фото автора
В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда. К сожалению, я мало обращала внимания на византийское искусство, зато представляла, как по этим старинным плитам спешил главный герой книги Роберт Лэнгдон, для того чтобы найти заветную капсулу со смертельным вирусом. Он полагал, что она находилась в гробнице венецианского дожа Энрико Дандоло, похороненного здесь в XIII веке. Дож прославился тем, что возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 году под напором его войска город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София: крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь – плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год, и его похоронили в соборе. Однако сегодня его могила пуста. После завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II приказал выбросить прах дожа. У каменной плиты с именем Дандоло я провела несколько минут в стремлении прикоснуться и к истории, и к вымыслу Брауна.

В эту мою поездку все было совсем иначе. По ощущениям Айя София изменилась даже внешне. Раньше на площади перед ней всегда было много народу, уличные продавцы навязывали всем свои симиты (турецкие бублики), а толпы туристов неспешно прогуливались здесь с утра до позднего вечера. Теперь же место окружено полицейскими кордонами, людей в разы меньше. В ночной темени здания собора почти не видно.

Для того чтобы войти в мечеть Айя Софии, тщательного досмотра недостаточно. Необходимо снять обувь, а женщинам – еще и покрыть голову платком. Сам собор-мечеть внутри почти полностью застелен зеленым ковром, который скрыл древние, отполированные веками и туристами напольные плиты, и разгорожен на несколько зон. В некоторые из них женщинам прохода нет. В основном дамам разрешено свободно бродить лишь около Императорских ворот. Оттуда можно увидеть эллинистические кувшины из Пергама, но подойти к ним близко уже нельзя. В центральную часть, где расположен тот самый пуп Земли, не говоря уже о восточной и юго-восточной, где находятся бывший алтарь, михраб и минбар, вход дозволен только мужчинам. Закрыты для всех туристов южный и северный нефы. Не пробраться ни к крестильной купели, ни к Плачущей колонне, ни к рампе на второй этаж. Недоступна и верхняя галерея с мозаиками. По сути, все, что можно увидеть из христианского наследия собора, – это белые полотна в апсиде, закрывающие лик Богоматери с младенцем Христом и четырех 11-метровых серафимов под куполом. Лицо лишь одного из них полностью сохранилось. Другие же еще при османах были замазаны рисунками в форме многоугольных звезд. Вечером изображения шестикрылых ангелов почти не видны. Хорошо просматриваются они днем, поскольку получают естественное освещение от окон, расположенных в купольной части.

В самом соборе-мечети непрерывно поет муэдзин. Это психологически не дает прочувствовать византийскую суть храма. Около главных врат теперь красуется изображение тугры (каллиграфической подписи) султана Мехмеда II. Кстати, упомянутые турецким археологом двери также практически невозможно осмотреть: они все закрыты пластиковыми щитами, прикасаться к которым строго запрещено. По периметру дежурят наряды полиции и строго следят за порядком.

Покидая мечеть, я словно почувствовала на себе взгляды. Обернулась, но ничего не увидела. Вернувшись в гостиницу, я стала внимательно рассматривать сделанные в соборе фотографии. Разглядела фрагменты древних мозаик восточной части южной галереи. На одной из них вокруг Христа изображены император Константин Мономах и его супруга Зоя. На второй – Богородица с императором Иоанном Комнином и императрицей Ириной. Получается, что с первого этажа от Императорских врат видны только лики Иисуса и Марии, которые наблюдают за приходящими и уходящими. Вот она, разгадка таинственных взглядов. 

Стамбул- Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1930
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
4017
Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
9950
Стамбул стал ареной мини-переворота

Стамбул стал ареной мини-переворота

Игорь Субботин

Эрдоган сводит счеты с "оппозиционным" муниципалитетом

0
6460

Другие новости