Главный рождественский базар Европы патрулируют военные и полицейские. Фото Reuters
Французская контрразведка задержала на днях подозреваемых в подготовке террористического акта, сообщает радио France Info со ссылкой на источники в правоохранительных органах. Арестованным вменяется в вину подготовка нападения на рождественский рынок в Страсбурге. Двум членам группы, уже взятым под стражу, предъявили обвинения в преступном сообществе. Причем – террористическом. Всего в группу входили пять молодых людей, симпатизирующих радикальному исламу и уже известных французскому управлению внутренней безопасности (DSGI), и еще двое – недавно въехавшие во Францию. Среди них задержаны выходцы из России и Таджикистана.
Характерно, что злоумышленники выбрали своей целью знаменитый рождественский базар, главный в департаменте Нижний Рейн. Эта широкая площадь перед величественным Страсбургским собором является своеобразным символом католического христианства. Christkindelsmärik – в переводе с эльзасского, диалекта немецкого, это означает «Рынок младенца Иисуса» – считается старейшим рождественским рынком во Франции.
Французы (парадокс в том, что таковыми немецкоязычные эльзасцы считают себя в первую очередь) представляют уличный праздник в Страсбурге, ведущий свое начало от 1570 года, главным накануне отмечания Рождества в «единой Европе». Более того, в 1992 году эльзасцы, претендующие и на то, что традиция новогодней елки пошла именно от них, провозгласили свой город «всемирной столицей Рождества».
Получается достаточное количество символов, не правда ли? Неслучайно именно страсбургский рождественский рынок террористы из раза в раз выбирают своей целью. Так было в год миллениума, когда в немецком Франкфурте было арестовано четверо потенциальных террористов-салафитов, которые планировали атаковать французский базар. Так случилось и в декабре 2018 года, когда родившийся в Страсбурге алжирец Шериф Шакатт застрелил пять человек и ранил более десяти посетителей рынка.
«Каждый декабрь Гранд-Иль (центральный район, что на острове в Страсбурге. – К.П.) превращается в нечто похожее на город-крепость, куда можно проникнуть лишь через ворота безопасности, – пишет DNA («Последние новости Эльзаса»), популярная газета региона. – Эти меры предосторожности действуют с 2015 года, когда в ноябре в Париже от рук террористов погибли десятки человек. Число охранников на рождественском рынке в Страсбурге было существенно увеличено. Как некогда сказал мэр Страсбурга Ролан Рис, мы «не должны уступать террористам», отказываясь от проведения вековых празднований, ставших «символом наших ценностей».
Начиная с 2015 года террористы во Франции убили более двух с половиной сотен человек. Понятно, что сегодня для защиты от предрождественского терроризма страсбургская мэрия денег не жалеет. Бюджет безопасности на рождественском рынке вырос за последние годы от 300 тыс. евро до 1 млн. Не считая расходов государства на те же цели. Они оправдывают средства. Ведь на кону не только подпаленный престиж Франции с горевшим собором Парижской Богоматери, но и вообще судьба всего христианства. Ибо страсбургский Нотр-Дам, бывший на протяжении двух столетий самым высоким зданием мира – шпиль поднялся на 142 м, – это не просто дежурный символ, а глобальный религиозный символ нашей пока что выживающей цивилизации.
Строительство этой «катедрали» – средневекового храма – было не только прерогативой профессионалов, но и по-настоящему народным делом. Как ударные комсомольские стройки в советские времена. Вот как описывает возведение страсбургского собора Божьей Матери французский историк и писатель Эдуар Шюре:
«Это церковь торжествующая и церковь воинствующая…
Страсбургский собор считается самым асимметричным в мире. Фото Reuters |
Остается добавить, что у эльзасцев сохранилась и другая версия возведения их главного собора. Это история легендарная, и связана она с мастером Эрве. Сей хитрый архитектор привлек к строительству божьего дома… дьявола! Обещал, что, если лукавый сумеет возвести здание до первого крика петуха, собор навсегда останется его собственностью. Демон с энтузиазмом принялся за работу и старался из последних сил. Он, бедняга, не ведал, что у мастера был ручной петух, обученный кричать по первому же знаку хозяина… В общем, финал понятен: кочет каменщика пропел «заутреню» раньше условного времени – так, как требовалось правоверному христианину, а черт, не уложившийся со стройкой в оговоренный срок, остался ни с чем. Получилось так, что дьявол проиграл пари: храм, не достроенный до первого «кукареку», достался Римской церкви от паперти до конька на крыше.
Однако на старинных гравюрах представлена несколько иная версия этого мифа. Мастер Эрве изображен с планом будущего собора в руках, а рядом с ним – злой дух, который тщится соблазнить архитектора и предлагает ему завершить за него мгновенно все работы. Однако благочестивый Эрве отказывается присягать лукавому и взывает за помощью к Господу Богу. Не замедляет явиться его посланец, ангел господний, по знаку которого фасад собора сам собой достраивается и над ним вздымается высокий, гордый шпиль…
Эти картинки, иллюстрирующие старинную легенду, весьма символичны. С одной стороны, в них героизируют мастера, способного на воображение и точный расчет. С другой – прославляют образ верного Всевышнему строителя, вдохновение которого беспредельно, а творческий полет бесконечен. И тем не менее человек, даже самый одаренный, не способен создать идеальное творение: чтобы оно стало реальностью, созидателю необходимо ввериться божественному провидению. И получается «гигантское и изящное чудо», как писал Виктор Гюго, или «величественно возвышающееся, широко раскидистое древо Божье», как считал другой великий европеец, Иоганн Вольфганг Гете.
Впрочем, такова мораль средневековая. А сегодняшняя? Она учит нас заботиться прежде всего о мерах безопасности; столкновение цивилизаций – увы! – идет по восходящей. И неслучайно как раз накануне Рождества.
Судебные следователи, ведущие дело о теракте в Страсбурге 11декабря 2015 года, поддержали решение Национальной антитеррористической прокуратуры (Pnat), обнародованное 28 ноября этого года. Следователи решили передать суду присяжных досье пяти обвиняемых в содействии «рождественскому терроризму». Впрочем, непосредственно к терроризму их не причисляют, считают, что они просто-напросто участвовали в преступном сообществе. В причастности к террористическому (подчеркиваю!) преступному сообществу обвинили лишь одного человека – Одрэ Монджехи, давнего приятеля и бывшего сокамерника Шерифа Шакатта. Он – рецидивист и член воинствующих исламских организаций, этим сказано все. Наказание должно быть суровым. По данным Фонда помощи жертвам терроризма (FGTI), 88 человек пострадали от теракта Шакатта и его подельников.
…Шпиль собора в Страсбурге взлетел на 142 м. При этом готический храм ничуть не подавляет человека, он говорит с ним, ибо божественный космос пропитал собой камень, обработанный верующим человеком и политый его потом. На «полуденном» колоколе – меланхоличном, патриархальном, закрепленном на одной из четырех башен собора, вылита надпись: «Я есть глас жизни; зову вас: молитесь, приходите».
Сегодня толпы туристов приходят на Christkindelsmärik не молиться за спокойствие и гармонию, а выпить эльзасского пива под жареную колбаску или горячего вина под бретцель, традиционный соленый крендель. И чтобы приобрести для родных и близких недорогой рождественский подарок. Эльзасцы – народ практичный и расчетливый. Как признался однажды мой страсбургский коллега, немцы – муравьи, французы – бабочки, а эльзасцы – это бабочки, живущие в муравейнике. Жалко, что такой прекрасный муравейник рискует быть грубо разрушенным.