Коптскую церковь называют «церковью мучеников». Фото Reuters
Сегодня копты составляют около 10% населения Египта. Они растворены в общей массе граждан, но тем не менее их присутствие заметно благодаря храмам, увенчанным характерным коптским (то есть смотрящим во все стороны) крестом. Эти символы христианства кажутся затерявшимися среди частокола устремившихся в небо минаретов.
Среди коптов много врачей, юристов, представителей крупного бизнеса. Они во многом формируют здесь образованный класс. Благодаря большой эмиграции детей здесь учат английскому языку буквально с первых классов. Так что если вы знаете английский, то при общении с коптами у вас проблем не будет. Коптские магазины организованы по-европейски, то есть все товары снабжены ценниками и продаются по твердой цене, а не в стиле характерной для арабских лавок яростной перебранки за цену между покупателем и продавцом. «У нас магазин без базара», – с оттенком гордости в голосе сказал мне один коптский торговец сувенирами в Хургаде.
Однако сердцем коптской общины в городе является церковь. Сюда люди приходят не только совершить молитву, но и обсудить деловые проблемы, встретить знакомых, почувствовать, что они едины перед преобладающим исламским окружением.
Коптский храм святого Шенуды – одна из главных туристических достопримечательностей Хургады. По периметру эта церковь, как и многие коптские храмы, обнесена каменной стеной, а на входе караулят облаченные в черную форму и такого же цвета береты автоматчики. На входе проверяют документы и содержимое сумок. И это вполне оправданно, ведь коптские церкви – излюбленный объект атак для здешних исламистов.
Храм не древний, построили его в 1922 году. Но архитектура церкви, расположенной в Дахаре, квартале Старого города, производит сильное впечатление. В ней соединились элементы как христианского зодчества, так и исламские традиции. Такой же эклектизм наблюдается и внутри церкви, в прохладе которой оказываемся, заходя сюда с пышущей африканским зноем улицы. Как и в мечетях, мужчины и женщины здесь молятся в разных частях храма. А вот деревянные скамейки копты заимствовали у католиков. То есть во время службы можно сидеть, а вставать только в наиболее важные моменты, когда открываются царские врата и совершаются главные молитвы. Свечи копты ставят не в подсвечники, а в ящики с песком, стоящие под иконами. Под потолком вращаются вентиляторы, разгоняя душный воздух.
Храм святого Шенуды – одна из главных туристических достопримечательностей Хургады. Фото автора |
Храм святого Антония расположен в паутине узких и кривых улочек Старого города. Когда подъезжаем, на улицу через громкоговоритель доносятся звуки литургии на арабском языке. «Салят» (исламская пятикратная молитва), – уважительно произносит Усама. Молитвенное помещение расположено под землей, в подвале. Что, думаю, служит напоминанием о древних гонениях на христиан Египта во времена Римской империи. Не зря коптскую церковь называют «церковью мучеников». Вероятно, сказывается и многовековое нахождение в мусульманском окружении. Только в XX веке началась демократизация египетского общества. Сначала при большом друге Советского Союза Гамале Абдель Насере и продолжившаяся при последующих президентах Египта. Один из которых, Анвар Садат, к слову говоря, был изрешечен пулями исламистов за излишнюю приверженность западным ценностям и соглашение с Израилем прямо во время военного парада.
Когда спускаешься по отполированным до блеска мраморным ступеням в подземный храм, то первое, что бросается в глаза, – это огромное изображение Христа, благословляющего присутствующих как бы с неба. Небольшой зал битком набит людьми. Копты вообще отличаются большой религиозностью. Ведь только благодаря стойкому следованию своей вере они смогли сохранить свою идентичность и не исламизироваться на протяжении веков. Хотя многие элементы ислама проникли и в их культ. Например, как и мусульмане в Рамадан, они соблюдают пост только с рассвета до заката, но пост этот такой же строгий, как в исламе. В это время они не пьют даже воду. Можно представить, насколько это трудное испытание, учитывая здешний пустынный климат. Зато после захода солнца продолжается обычная бурная жизнь.
Когда мы ехали на экскурсию в Луксор и дошла моя очередь задавать вопросы гиду Мухаммеду, я спросил его, сохранили ли копты свои древние язык и письменность. Ведь коптские богослужения, как выше упоминалось, совершаются на арабском языке. Как пояснил Мухаммед, коптское письмо и язык сейчас знают только монахи (абуны), живущие в пустынных монастырях (дейр). Кстати, два из них – святого Антония (древнейший на планете) и святого Павла – расположены километрах в 200 к северу от Хургады. Попасть туда можно как в составе экскурсии, так и на автобусе, идущем из Старого города Хургады, за символическую плату. В свое время мне довелось там побывать, но это уже другая история. Впрочем, для любителей комфортной поездки, как сказал мне Усама, у него есть брат, который довезет до дейр «амба Болы» (святого Павла) на лимузине за «хорошую цену» – 120 долларов. Посмотрев на фото роскошного черного BMW, которое он мне предъявил, я счел за благо отказаться. Особенно учитывая, что, как принято на Востоке, при расчете за поездку оговоренная цена нередко может вырасти как минимум в два раза.
Как мусульмане Хургады относятся к коптам? «Коптские храмы – настоящее украшение Хургады. Они красивые и вызывают священный трепет. У меня много друзей-коптов, мы дружим с детства и не делаем никаких различий по религиозной принадлежности. Кроме того, многие туристы часто просят меня отвести в коптский храм, поэтому я уже давно изучил, где они находятся и как называются», – сказал таксист Усама. «Всего в городе, – добавил он, загибая пальцы и старательно пытаясь правильно выговорить имена христианских святых, – пять кянис (церквей)».
Хургада- Москва
комментарии(0)