Анастасия Ивлеева призналась в недавнем интервью, что еще в детстве хотела уйти в монастырь. Кадр из сериала «Монастырь». 2022
Сериал «Монастырь», эпизоды из которого раз в неделю начиная с 19 ноября стали появляться в одном из российских онлайн-кинотеатров, чуть ли не с первых кадров вызвал шквал критики и нареканий. С каждой новой серией (пока можно увидеть четыре из шести) скандал вокруг картины все больше разгорается, хотя сюжет ленты прост и незамысловат.
Тусовщица Мария (ее роль исполняет блогерка и телеведущая Анастасия Ивлеева) случайно попадает в неприятную и деликатную ситуацию, и за ней охотятся влиятельные люди. Героиня ищет убежища в монастыре. Сначала в мужском. Но недовольные ее присутствием и развязным поведением иноки требуют убрать «искушение» с глаз долой. Тогда настоятель обители Варсонофий (Филипп Янковский) определяет беглянку в женский монастырь по соседству, игуменьей которого служит то ли дочь, то ли падчерица священника. Так Маша оказывается в специфическом женском коллективе, где пытается не только пересидеть «сложные времена», но и наладить отношения с монахинями.
Удается ей это с трудом. И потому что девушка путает Деву Марию с Марией Магдалиной, и потому что схимницы во главе с настоятельницей изначально видят в ней врага. Маша внешне очень старается принять правила нового для нее уклада, но внутренне меняться (во всяком случае, к пятой серии) не торопится. Она не только готова отстаивать свое мнение, но и не видит ничего зазорного ни в своем прошлом, ни в нынешнем поведении. Для нее соблазнить молодого послушника, которого представляют сыном Варсонофия, – веселое и мимолетное приключение, яркий луч из далекой лакшери-жизни в монотонном и лишенном каких-либо красок мирке женской обители.
Режиссер и сценарист ленты Александр Молочников незадолго до выхода сериала признался, что выбор пал на Ивлееву (у которой нет профессионального актерского образования) именно потому, что «он не знал, чего от нее ждать». Этим качеством, впрочем, отличается и вся лента. Заявленная эпатажность, граничащая порой с откровенной пошлостью, и штампы, которыми авторы картины сполна наделили представителей РПЦ, не делают фильм ни интересным, ни эстетически привлекательным. Хотя пара-тройка красивых кадров все же присутствует.
На этом фоне тем более интересна реакция Министерства культуры, которое отказало сериалу в прокатном удостоверении. Сам Молочников к моменту появления своего детища на мониторах страны успел покинуть Россию. В ведомстве, правда, пояснили, что решение об отказе было принято не из-за политической позиции создателя, а из-за «возможности оскорбления религиозных чувств верующих». Мол, отправили материалы проекта на экспертную оценку в патриархию, а там отметили, что «сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях, соответственно формирует неверное представление о русском православии».
Заместитель управделами Московского патриархата епископ Савва (Тутунов) главный минус ленты увидел в «неправдивом представлении сообщества верующих людей как поголовно «неотмирных» в плохом смысле – неспособных мыслить, сосредоточенных на исполнении обрядов». Однако, вероятно, основной мотив неприятия сериала был назван председателем Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой: авторы «Монастыря» отказались сотрудничать с церковью. «Перед началом съемок мы получили запрос от создателей сериала, чтобы мы им разрешили снимать в некоторых местах – монастыри, храмы и пр. И готовность с нашей стороны была. Действительно хороший замысел, человек перевоспитывается, нравственная составляющая. После прочтения сценария мы сказали, что не готовы в таком виде поддержать. Со стороны съемочной группы готовности продолжать диалог не последовало», – пожаловался Легойда.
При этом он упомянул другую картину, близкую по сюжету, но съемки которой полностью находились под контролем РПЦ и которая в итоге получила как церковное «благословление», так и прокатное удостоверение Минкульта. Это комедия режиссера Владимира Котта «Непослушник». Фильм вышел на экраны в минувшем феврале.
ПВ глазах духовенства такие сцены отнюдь не выглядят «срамными». Кадр из фильма «Непослушник». 2022 |
В обители герой много претерпевает и страдает, но по старинке продолжает жить привычной ему жизнью: обманывает, богохульствует, не торопится духовно меняться, пытается соблазнить девушку из иконописной мастерской и т.д. Однако на свободу (когда его дело закрыли не без помощи приютивших его монахов) выходит не только с чистой совестью, но и с обновленной душой.
Как и в «Монастыре», в «Непослушнике» присутствует много банальностей и клише, делающих замысел вульгарным. Но огрехи фильма официально «разрешены» церковью. А потому и монахи в ленте Котта вроде как с добрым «человеческим» лицом, и съемки, в отличие от сериала, проходили в настоящей действующей обители. А если и был показан «суровый» церковный чиновник, то понятно, что таковым он стал только потому, что высокая ответственность неустанной заботы о своих подопечных не позволяет ему расслабиться ни на секунду. Словом, то, что не прокатило в «Монастыре», вполне зашло в «Непослушнике», в сто раз выверенном и приглаженном церковными экспертами виде.
К слову сказать, у «запрещенного» сериала все же был консультант от церкви. Правда, РПЦ он не устроил. Это широко известный в кругах московской интеллигенции протоиерей Алексей Уминский. Заодно он снялся в одном из эпизодов картины в роли священнослужителя. «Его консультирование состояло в пересказе внутрицерковных сплетен, бурсацких баек и отдельных реальных случаев отклонений от нормы в монашеской жизни. В итоге представленный в сериале образ женского монастыря является лживым. Ведь это не документальный фильм об отдельно взятой проблеме, ситуации или персоналии, а коллективный образ, представленный безальтернативно. Кто отец лжи – известно», – так отозвался о работе Уминского епископ Савва (Тутунов) в своем Telegram-канале.
Звучат мнения, что если бы в РПЦ не критиковали так яростно «Монастырь», то у многих никогда бы не возникло желание его посмотреть. Ни его, ни тем более «Непослушника», который до сих пор автор этого материала старательно пытается, как говорят ровесники Ивлеевой, развидеть. Тем более что не без трепета душевного автор статьи узнала, что в конце декабря на киноэкранах появится продолжение этой ленты. Так что, как говорится, черный пиар тоже пиар. Дисклеймер для цензоров от духовного ведомства: в слове «черный» нет ни малейшего намека на чернецов.