Мы приехали в сказочное место в горах под названием Кара-Булак, которое при подсветке вечером казалось какой-то деревней хоббитов. Фото с сайта www.karabulak.kg
Нашу с мужем поездку в Кыргызстан накануне всех этих мировых ужасов, начиная с пандемии, вспоминаю с большой ностальгией. Мой иностранный супруг, ярый поклонник космических пейзажей, давно мечтал увидеть озеро Иссык-Куль, а я всегда хотела посмотреть на поля красных маков. В Бишкеке мы забронировали машину у американца, который много лет жил в Кыргызстане. Нас встретили в аэропорту и отвезли в отель – стоило это чуть дороже, чем у местных перевозчиков, но все равно было гораздо дешевле московских цен.
Заселяясь, мы заметили группу американцев – у них проходила какая-то конференция. Почему-то я совсем не ожидала их тут встретить. За завтраком они заняли самый большой стол и восторженно расхваливали выпечку местного повара – она и правда была классной. (В Америке кондитерские изделия, кстати, делать не умеют – все выходит суперприторным.)
Высокотехнологичный отель обошелся нам всего в 40 долл. в сутки, причем с завтраком – шведским столом. После чего мы отправились на машине посмотреть Бишкек. Муж – немец с большим стажем вождения по всему миру,от Латинской Америки до Австралии, – был уверен, что тут-то с этим проблем не будет. Как же он ошибался…
Уже на первом светофоре нас остановил полицейский с сообщением на чистом русском языке, что мы превысили допустимую скорость.
– Ваши права и документы на машину.
Муж, конечно, ничего не понял.
– Hi. English?
– А на инглиш я не говорю, документы давай.
– Он просит твои документы, говорит, ты превысил скорость, – перевела я .
– Я скорость не превышал. – Муж недовольно достал документы.
– Пройдемте в отделение. Ну, или можем решить вопрос по-другому, хер Фрэнк.
Кажется, полицейского позабавил факт, что он тормознул немца. Широко улыбаясь, показал знак рукой: мол, надо раскошелиться.
– Сколько? – спросила я.
Служитель закона озвучил сумму, эквивалентную 3000 рублей.
– Ну, хорошо. – Муж после паузы достал бумажник, вынул несколько банкнот и отдал полицейскому.
– Проезжайте! – Тот отпустил нас, довольно потирая руки.
Муж, конечно, был в ярости, но в чужой стране, не зная языка, доискиваться справедливости и доказывать, что ты прав, сложно.
Мы доехали до какого-то ресторана, где получили шикарный обед стоимостью в шестую часть заплаченного «штрафа». Вообще сервис и дружелюбие киргизов оказались выше всяческих похвал – народ очень радушный и гостеприимный. Все, кроме полицейских.
После обеда, когда мы выезжали из города, нас опять остановили – теперь уже двое полицейских, они показывали на фары: типа что-то не так там включено. Мы увидели уже знакомый жест – заплати и езжай. На этот раз «штраф» оказался равен 5000 рублей – видимо, в расчете на двоих. Я попыталась торговаться, но полицейские на меня даже не посмотрели – главный в машине мужчина. И мы заплатили еще раз. Муж, привыкший к честному западному сервису, находился на грани срыва.
Мы поехали по направлению к озеру Иссык-Куль – там никаких патрулей уже не было. Первой точкой на карте стал памятник географу и путешественнику Семенову-Тян-Шанскому. На ночевку забронировали юрту у озера со всеми удобствами. Пустынные пейзажи, степные лошади, красные скалы – нам уже начинало здесь нравиться.
И тут наша машина стала ехать совсем медленно.
– Почему ты снизил скорость? Мы движемся как черепахи, пешком будет быстрее!
– Это не я, это у нас что-то с машиной.
– Давай остановимся на ближайшей заправке?
– У нас нет вариантов. Позвоню хозяину проката, спрошу, что бы это могло быть.
Мы остановились на заправке, которая была будто из старых советских фильмов. Муж вышел из машины и поговорил по телефону с хозяином машины, местным американцем Сэмом.
– У меня плохие новости – машину нужно везти в сервис. Уже темнеет, до города два с половиной часа... Предлагаю найти какую-нибудь гостиницу неподалеку, а в Бишкек отправиться наутро.
– Погоди, а как же наша заказанная юрта?
– До нее еще час ехать, я не хочу застрять в горах.
Для поиска отеля мы открыли букинг и обнаружили вокруг нас не гостиницы, а частные дома. Нашли какой-то домик с хорошими отзывами и поехали туда по раздолбанной дороге в ночи. И вот – красные ворота, как на фото, за ними лает собака, мы звоним в колокольчик, и мужской голос из-за ворот спрашивает на русском, что нам надо.
– Добрый вечер. Мы забронировали у вас комнату.
– А, сейчас открою.
Ворота открылись, и нас встретил дедушка с собакой.
– Гости дорогие, добро пожаловать, ваша комната готова, во сколько вам накрыть завтрак? Яйца от наших курочек, каша с маслом – мы его сами делаем, овощи свои. Какие еще пожелания?
– Кофе.
– Это без вопросов! Спокойной ночи. Полотенца, халаты, тапочки – все в вашей комнате, ванная и туалет там же. Утром проведу вам экскурсию. Муж откуда, дочка?
– Из Германии.
– Ой, ну как же вы хорошо попали, я ему завтра такой экспонат покажу, он офигеет. Herzlich Wilkommen!
На эту фразу муж улыбнулся.
На завтрак мы опоздали – утром к нам стучались и говорили, что все готово, но мы продолжали спать. Даже не знаю, сколько раз эти добрые люди подогревали для нас еду. К завтраку вышли в 10 утра, на столе все было невероятно свежим. Вокруг нас крутилась миловидная женщина.
– Ешьте, мои дорогие, если что еще надо, говорите, потом Семен вам покажет наш дом. У нас есть настоящая немецкая машина, – с гордостью подмигнула она моему мужу.
Я перевела. Он улыбнулся.
После завтрака Семен повел показывать нам территорию и свое хозяйство: козы, коровы, курицы, даже огород, но гвоздем программы оказался немецкий ретроавтомобиль.
– Ай, смотри какой. Ты, наверное, такого не видел. Гордость Германии на моем участке. Ай да дед Семен! – Дедушка неплохо говорил на немецком. – Дочка, сфоткай меня на мой телефон с твоим немцем у машины, друзьям покажу.
Я сфоткала – наш гостеприимный хозяин был счастлив.
Через полчаса мы попрощались – пора было возвращаться в Бишкек. К нашему облегчению, добрались до него без проблем с полицейскими. Как оказалось, машине нужна была смена бензина – кто-то залил туда какую-то гадость, поэтому она барахлила.
Ехать на Иссык-Куль было поздно, мы решили найти юрту поближе к Бишкеку – и обнаружили шикарный комплекс в горах. Мы сказали Сэму, что другую машину не хотим, и попросили дать водителя, чтобы тот отвез нас в этот горный отель-этнопарк с юртами, а на следующий день привез обратно.
Для начала водитель перепутал отели и привез нас не туда – если уж местные так блуждают, как нелегко было бы нам. В итоге мы приехали в сказочное место в горах под названием Кара-Булак – водитель попрощался и сказал, что приедет за нами на следующий день.
Юрты с огромными окнами на специальных столбах посреди соснового леса, каждая отдельно от остальных. Вечером включили подсветку, и все эти юрты на ножках стали напоминать какую-то деревню хоббитов. Ночью выпал снег: сосны под нашим огромным окном выглядели волшебно.
До места завтрака нужно было идти несколько минут пешком. По дороге встречались ослики, лошади, козлы, живущие здесь на радость постояльцам. На завтраке в ресторане мы были одни, но огромный стол для нас двоих приготовили как на десять человек: соленья, сыры, оливки, закуски, каша, мясное выносили огромными блюдами через каждые 10 минут. На третьем раунде мы поинтересовались, когда это закончится – столько в нас точно не влезет.
– Что вы, это только начало.
– Да мы уже объелись!
– Как так? Вы так мало покушали. Завернуть вам с собой?
В очередной раз я поразилась, как за такую скромную цену – юрта стоила 70 долларов в сутки – в Киргизии можно почувствовать себя королем!
– Ну, как вам наш отель?
– Мы в восторге. Все в Киргизии очень понравилось, кроме вашей полиции. – И мы рассказали нашу дорожную историю.
– Ох, это то, что мешает развиваться нашему туризму. Местных полиция так не напрягает – в курсе, что мы свои права знаем.