0
3971
Газета Стиль жизни Печатная версия

21.07.2022 18:37:00

Что может быть хуже "Черного квадрата"

Устами младенца: искусство для человека должно быть, а не наоборот

Ольга Елагина

Об авторе: Ольга Евгеньевна Елагина – писатель, сценарист, кандидат филологических наук.

Тэги: искусство, наивный зритель, мнение


искусство, наивный зритель, мнение Даже ребенок лучше нарисует! Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru

История эта, в общем-то, мало чем примечательна. Но один недавний диспут заставил ее вспомнить.

Дело было летом, лет 15 назад. Я оказалась на даче в чрезвычайно приятной компании. Хозяева дома – красиво стареющий театральный режиссер, меломан, да еще и преподаватель ГИТИСа, и его молодая жена – праздновали то ли премьеру, то годовщину.

Сидели мы на веранде, которая выходила на пруд. Стол ломился, по газону бегали хозяйские дети 4 и 5 лет с античными именами, которыми счастливые родители иногда подзывали их к столу:

– Платон! Евдокия!

Разговоры текли о театре, живописи и музыке в духе, а «как вам премьера» и «ах, это прелестное пиццикато в конце третьей части». Молодая хозяйка, не так давно приехавшая из поселка под Самарой, но уже освоившаяся в новых обстоятельствах, очень к месту вспомнила о рисунках Гюго, которого широкая публика совсем не знает как художника, а напрасно, напрасно.

Словом, застолье лилось приятно и нежно.

До тех пор пока не появился водитель Толик – краснощекий крепкий мужик лет пятидесяти, бывший военный. Он привез одного из запоздавших гостей, издателя журнала об искусстве. И от охватившего всех летнего счастья, замешенного на белом вине и сосновом вечернем воздухе с душком топившихся рядом бань, этого самого Толика великодушно позвали к столу.

Поначалу его присутствие было даже кстати. Толик разжег угли, разложил на решетке шашлык, успевая свободной рукой оттеснять от раскаленного мангала античных детей. Потом помог наколоть дров хозяйскому Джамшуту. Как будто отрабатывал свое право находиться в кругу…

154-8-3480.jpg
Присутствие некоторых мужчин на дачном
застолье иногда выгодно – они могут разжечь
угли, разложить шашлык, но об искусстве
 с ними лучше не говорить.
Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Тем временем разговор в компании зашел о живописи – кто-то из гостей хвастался приобретенной картиной Бурлюка и показывал на смартфоне, как она смотрится в интерьере. Толик посмотрел на картину и произнес:

– И сколько вы за это заплатили?

– 800 тысяч.

– Я бы вам за 8 такое изобразил, – сказал Толик.

– Обязательно к вам обращусь, – сдержанно сказал новоиспеченный владелец Бурлюка.

Гости переглянулись – объяснять Толику сущность концептуального искусства было, конечно, бессмысленно. Но беда водителя была в том, что ему хотелось говорить, донести свои соображения до публики.

– Даже внуки вон ваши, – Толик кивнул в сторону хозяйских детей, – лучше нарисуют. Вы не расстраивайтесь, конечно, но это ж хуже черного квадрата. Для квадрата хоть линейку взять надо, померить, чтоб стороны одинаковые. А это сплошная хрень!

– А что же, по-вашему, не хрень? – спросила стилистически лысая дама с сонными глазами.

– Да хоть что. Вот, например, Пушкин, Шишкин.

– И какая же работа Ивана Ивановича вам больше всего отзывается?

– Шишкина? – не понял Толик. – Да все у него хорошо. Елочка, березки, кашка у забора – все как настоящее нарисовано. Искусство для человека должно быть, а не наоборот!

– Толя, ты, наверное, езжай, – сказал издатель. – Я ночевать останусь.

154-8-1480.jpg
Картина знаменитого художника-футуриста
может стоить очень дорого.  Давид Бурлюк.
Женский профиль. 1959
– Ага, Сан Саныч, сейчас поеду. Я только спросить хотел у всех: вот если бы вам про эту картину не сказали, что это искусство, если б она не в музее висела, а я бы ее нарисовал… Вот точно такую же. Вы бы увидели, что это искусство или нет? Вы бы за 800 тыщ это купили? Только честно.

Из вежливости кто-то ему ответил, что в ценообразовании в искусстве важна и легенда, и личность творца, но в основном публика Толиком уже тяготилась. Соображения наивного зрителя были давно известны и скучны даже для полемики.

И когда Толик наконец отчалил, так и не осознав своего фиаско, мы, конечно, переглянулись. Кто-то покачал головой, кто-то хмыкнул. Хозяин высказался довольно резко – мол, интересен фрукт, но быдловат.

– А знаешь, Ваня, – заметил издатель, глядя на пруд, – если твой Платоша будет тонуть, этот быдловатый ведь за ним первый бросится.

Так оно в итоге и вышло. Правда, спас Толик не хозяйского сына, а 16-летнюю незнакомую девочку. Отбил от компании очень горячих горцев и умер от трех ножевых ран.

Морали тут, пожалуй, никакой нет. Но чем дольше живу, тем чаще мне видится во всем этом некая связь. Не между наивным зрением и геройством, но между «культурностью» и малодушием, отвлеченной изысканностью и безразличием.

Может, дело тут вовсе не в Толике, но вот ведь, вспомнилось.  

 


Читайте также


Над ним луч солнца золотой

Над ним луч солнца золотой

Елена Скородумова

Где именно Михаил Лермонтов написал акварель «Морской вид с парусной лодкой»

0
1753
Присяжные по-прежнему оправдывают каждого четвертого

Присяжные по-прежнему оправдывают каждого четвертого

Екатерина Трифонова

Обвинение "народных судей" в тенденциозности для отмены вердиктов применяется нечасто

0
2247
Адвокаты не хотят ждать решений суда на проходной

Адвокаты не хотят ждать решений суда на проходной

Екатерина Трифонова

В Красноярском крае защитника наказали за попытку отстоять свое место в процессе

0
2099
Адвокаты добиваются от государства справедливых гонораров

Адвокаты добиваются от государства справедливых гонораров

Екатерина Трифонова

Бесплатную юридическую помощь власти гарантируют миллионам граждан, а потом начинают экономить

0
2910

Другие новости