0
5646
Газета Стиль жизни Печатная версия

07.06.2022 16:45:00

Как и почему троечники формируют архетипы нашего сознания

Удовлетворительный хребет нации

Тэги: образование, контроль, эффективность, школьные оценки, троечники, сознание, архетипы, нация


образование, контроль, эффективность, школьные оценки, троечники, сознание, архетипы, нация Явно балансирующий на грани тройки и двойки Буратино тем не менее остается одним из самых востребованных персонажей в России. Кадр из фильма «Приключения Буратино», 1975

Школьные оценки 5 (отл.) и 2 (неуд.) всегда почему-то вызывают подозрение, хотя и по разным основаниям. Отлично – уже само по себе отделяет, отличает человека от весьма злопамятного школьного (классного) сообщества. Замечали: к круглым отличникам тем более зачастую относятся с повышенной настороженностью. При этом втайне большинство не прочь было бы примерить на себя эти отличные вериги.

Двойка – всегда конкретна. Это или твой личный косяк, и тут спорить нечего – только криво ухмыляться, кисло иронизировать и сохранять хорошую мину при плохой игре. А если ты хронический двоечник, тебе могут даже сочувствовать. Что, впрочем, тоже многих двоечников сильно раздражает…

Самая демократичная школьная оценка – 4 (хор.). Как будто собачку или кошку по шерсти гладят. Учителя любят эту оценку, ставят ее с удовольствием. Она меньше всего вызывает подозрений.

Но в совершенно серой зоне находятся троечники (удовл.). Иногда, чтобы утешить получившего тройку ученика и себя, учителя заявляют с пафосом: «Это – твердая тройка!» Приятного мало, но толику оптимизма добавляет. В общем, троечники – это болото. Государство удовлетворено их знаниями, но не более того.

Между тем в 2001 году, первом году проведения единого государственного экзамена в РФ, по официальной статистике, из 27 245 человек, сдававших ЕГЭ по математике, неуд. (2 балла) получили 8% учащихся, хор. (4 балла) – 37%, 5% сдали на отлично и… 50% оказались в том самом болоте сдавших на удовл. (3 балла).

Вообще-то это серьезная мировая проблема – как оценить эффективность той или иной системы образования. Ясно одно: уровень образования населения положительно связан с уровнем экономического развития страны. «Очевидно, что наше образование не дает того эффекта в экономике, – отмечал Марк Агранович, директор Научно-исследовательского центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования РАНХиГС. – Другая зависимость: чем выше уровень образования, тем меньше население дифференцировано по доходам. У нас этого нет».

Мало того, по экспертным оценкам, выпускники школ получили бы не 5, а 30% двоек по математике, если бы их работы оценивались по принятым в СССР параметрам. Эти данные относятся к 2013 году. Но по ощущениям, если что-то и изменилось, то только в отрицательную сторону.

Так, с 2008 года российская система образования выпустила более 12 млн учеников, у которых развитие главного человеческого умения – рационально и логично мыслить – никоим образом не контролировалось благодаря процедуре ЕГЭ. Исходя из длительности образовательных циклов, даже если методы контроля образования будут изменены прямо сейчас, система выпустит еще минимум 5 млн человек, у которых разум как умение развит не будет. Через 10–20 лет их главным конкурентом станут развитые до сопоставимого уровня нейросети.

Косвенно подтверждает, что дело идет именно к такой развязке, и совсем свежая статистика. 1 февраля сообщалось, что в России более чем на 50% выросли продажи книг по эзотерике. По данным издательства «Эксмо», рост продаж составил по итогам года более 53%. В 2020 году продажи в этой категории росли только на 13%.

Или вот еще очень любопытные данные, уже напрямую касающиеся нашей темы. Чаще всего те, кто не желает делать прививку от COVID-19, имели тройки в школьном аттестате. Таковы результаты опроса, который в августе 2021 года провел интернет-сервис SuperJob. Среди тех, кто окончил школу с золотой или серебряной медалью, самая большая доля тех, кто уже привился на тот момент, – 46%. Тех, кто говорит, что не делал прививку и не планировал, среди них набралось 25%. При этом чем хуже были оценки в школьном аттестате, тем ниже оказалась доля вакцинированных: среди тех, у кого были пятерки, но не было медали, прививку сделали 40%. Хорошисты оказались вакцинированными на 36%. А меньше всего привитых… правильно – среди троечников – 34%. Мало того, троечники – это единственная группа, в которой доля антипрививочников превышает число тех, кто сделал прививку, – 39%. Вот и объяснение роста продаж эзотерической литературы...

А ведь эти российские троечники-антиваксеры никуда не денутся. Совсем уж огрубляя, можно сказать, что государством будут руководить в основном троечники. Но расстраиваться и тем более отчаиваться по этому поводу скорее всего не приходится. В принципе, по сути, троечники в большинстве своем мирные обыватели. И так – во всем мире.

Вот, например, как в 1963 году в интервью Олвину Тоффлеру рассказывал о своем опыте приема экзаменов в Корнеллском университете (США) Владимир Набоков:

«Большой амфитеатр в «Голдуин Смит». Экзамен с 8 утра до 10.30. Около ста пятидесяти студентов – немытые, не­бритые молодые люди и в меру ухоженные девушки. Царит атмосфера уныния и катастрофы. Восемь тридцать. Покашливание, судорожное прочищение глоток, волнообразное движение звуков, шелестение страницами. Некоторые му­ченики погрузились в медитацию, руки сцеплены на затыл­ке. Я сталкиваюсь с тусклым взглядом, обращенным на ме­ня, видящим во мне с надеждой и ненавистью источник за­претного знания. Великое братство троечников, этот хребет нации (курсив мой. – А.В.), непрерывно что-то строчит. Стекла постепенно запотевают. Молодые люди стягивают с себя сви­тера, девушки жуют резинку в быстром темпе. Десять ми­нут, пять, три, время истекло».

Мы почти обоняем сам дух, мечтающий вымолить тройку у русского профессора аудитории в «Голдуин Смит»! Еще бы… «Всегдашний запах мира – это запах посредственности, в этом смысле крайности всегда парфюмерны. Наконец, вонь естественная, ее нельзя обвинить в неудаче, как лосьон для волос, и потому ее садизм безупречен», – замечает русский писатель Анатолий Королев в своем эпическом романе «Эрон».

Но самое забавное, что слова о «великом братстве троечников», оказывается, отнюдь не метафора.

В феврале 2002 года в Journal of Economic Education была опубликована интересная статья международной группы исследователей (трое из них – из России): «Tolerance of Cheating: An Analysis Across Countries» («Терпимость к мошенничеству: страновой анализ»). В том числе авторы измерили отношение к такому виду мошенничества, как списывание среди студентов. Ситуация моделировалась так: студент А списал у студента В с его согласия; а студент С заметил это и сообщил об этом преподавателю. Как вы оцените поведение каждого по шкале от -2 (крайне отрицательно) до +2 (абсолютно положительно), 0 – нейтральное отношение.

Всю таблицу результатов приводить не буду. Только самые характерные результаты. Московские студенты поступки персонажей А, В, и С оценили соответственно так: -0,24; 0,52; -1,78. На другом полюсе – американские студенты: -1,35; -0,88; -0,25. Ближе всего к россиянам ментально оказались студенты из Израиля: -0,50; 0,25; -1,15. Некое промежуточное положение заняли голландцы: -0,83; -0,05; -1,36.

Так что в России действительно к списывающим троечникам (А) относятся более или менее толерантно, заметно одобряют дружеское бескорыстие однокашников (В) и презирают стукачей (С). Впрочем, авторы исследования спешат предупредить от поспешного культурологического объяснения отмеченного эффекта. «Многие студенты в Соединенных Штатах, Нидерландах и Израиле на самом деле являются иностранцами, которые происходят из самых разных культур, – пишут они. – Русские студенты в Соединенных Штатах (согласно социологическим исследованиям. – А.В.), похоже, не обманывают. Таким образом, разница в терпимости к мошенничеству может зависеть не от культуры (или не только от культуры), а от структуры образовательной системы: система оценок, процедуры отбора, суровость наказания, количество учащихся в классах, наличие группировок среди студентов, существование кодекса чести, и так далее».

И все-таки самыми любимыми персонажами (архетипами) в России остаются при любой системе образования именно троечники: Иван-дурак, Онегин, Обломов, Буратино (не путать с Пиноккио!), Незнайка… Удовлетворительное, по-моему, объяснение этому факту дает писатель Юрий Буйда: «Как большинству русских людей, мир представлялся Сергею Сергеевичу хаотическим сцеплением случайностей, и чтобы хоть как-то упорядочить мир и обезопасить себя и близких… [он] прибегал одновременно к двум средствам – медлительности и воображению».

Другой писатель, Алла Хемлин, еще более лаконично сформулировала то внутреннее чувство, которое шепотом напоминает нам постоянно: «Жизнь бестолковее, чем планы Буратино»… 


Читайте также


Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
2533
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
3893
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7510
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11070

Другие новости