0
6848
Газета Стиль жизни Печатная версия

17.04.2022 18:54:00

"Очень вау" как гимн современному искусству

Кружок "Умелые руки" пусть использует другие места для самовыражения

Олег Мареев

Об авторе: Олег Михайлович Мареев – галерист, антиквар.

Тэги: современное искусство, выставка, креатив, критика


современное искусство, выставка, креатив, критика Креативность представлена в самых разных ипостасях: картины, изготовленные из разноцветных трубочек, разноцветные веревочки, заключенные в разноцветные сеточки...

Выставка: короткая, как весенняя гроза, вспышка креатива. И крайне смешанные чувства.

…На одном из стендов висит работа, которая, как мне кажется, звучит настоящим гимном СовРиску – СОВременному ИСКусству. На нежно-розовом фоне с блестками застенчиво трепещет надпись: «ОЧЕНЬ ВАУ». Коротко и по делу. Реакция, к которой мы все, вероятно, должны стремиться.

80-8-3480.jpg
...разноцветная бумага, приклеенная на холст
 по часовой стрелке, разноцветный холст,
 наклеенный на бумагу против часовой
 стрелки, и прочие коллажики.
Чтобы быть актуальным, ты должен быть креативным, чтобы быть креативным, ты должен раздвигать рамки – эти призывы рефреном звучали в речах многих спикеров на открытии этой выставки. Словно речь идет о спорте: «Быстрее, выше, сильнее!» – «Будь креативнее, актуальнее, громче, ярче!»

Очевидно, что призывы пророков от искусства были услышаны, ибо на стендах представала креативность в самых разных ипостасях: картины, изготовленные из разноцветных трубочек; разноцветные веревочки, заключенные в разноцветные сеточки; коллажики, иллюстрирующие мудрость уровня статусов «ВКонтакте»; разноцветная бумага, приклеенная на холст по часовой стрелке, разноцветный холст, наклеенный на бумагу против часовой стрелки.

В СССР были популярны Дома пионеров, в которых детям прививали навыки обращения с ножницами и канцелярским клеем (который, если кто помнит, застывал на флаконе причудливыми белесыми наростами намертво, и кончик нужно было отрезать ножницами, которые моя учительница упорно называла «ножни»). Да простят меня современные авторы, но уровень креативности, продемонстрированный на ряде стендов, был задан еще в 1985 году на Станции юных техников.

Уважаемые спикеры, простите меня, старого человека, который хорошо помнит 85-й год, можно вас попросить немного расширить лексику своих будущих спичей? (Вы замечали, как много англицизмов используется для описания всех этих новомодных тенденций? Вероятно потому, что по-русски фраза будет звучать не так привлекательно? Как говáривал мой профессор русского языка: «Хотят быть умными – говорят непонятно».)

Дорогие спикеры, пожалуйста, поищите значение слов: форма, цвет, сюжет, образ, композиция – мне всегда казалось, что именно на этих ключевых понятиях основывается любое визуальное произведение искусства. Увы, я ошибался. Берем ножни, бумагу и фигачим «шедеврос». А эксперты подначивают: будь креативным, делай шаг вперед! Я-то по наивности думал: нужно делать шаги в сторону художественных школ и академий, но в реальности выяснилось, что процесс становления художника сейчас происходит гораздо более динамично.

Дорогие кураторы выставок, все же отсекайте откровенную самодеятельность, а? Актуальность актуальностью, но кружок «Умелые руки» пусть использует альтернативные места для самовыражения.

80-8-1480.jpg
Эта работа звучит настоящим гимном
 СовРиску – СОВременному ИСКусству.
 Фотографии автора 
Если кто не понял, это был половник дегтя. Теперь бочка меда. Выставка удалась. Организаторам – благодарность от участников и гостей. Самый главный очевидный плюс – нет ощущения официоза. Все расслаблены. Звучит клубная музыка, где-то читают лекцию, где-то тиктокеры, где-то кофе с бутербродами, все общаются, «фоткают».

Атмосфера – это очень важно. Ее невозможно купить, искусственно создать или имитировать. Или всем хорошо и комфортно, или наоборот. Было комфортно и свободно. Это была выставка Здорового Человека. Когда тебя не загоняют в рамки и не выдумывают своды дурацких правил. Только на такие выставки и пойдет молодежь. И сколько бы люди, вспоминающие 1985 год, не фыркали, именно на таких выставках чувствуется дыхание времени. На базовом, рептильном уровне, запоминая новые ритмы и цвета.

Из запомнившегося среди абсолютных фаворитов – Ольга-керамист, обостренно чувствующая нюансы цвета, формы, линии. К тому же она продолжает традиции русского искусства, тонкими, едва уловимыми стежками вписываясь в наш этнокод (а для этого сейчас нужна большая отвага).

Что такое профессионализм? Это стабильно высокий результат; рынок держится на крепких, профессиональных, фундаментальных галереях. Пожалуйста, дорогие мальчики и девочки с зелеными волосами, чаще заходите на стенды «старших товарищей» и учитесь выверенности композиции и тщательности отбора выразительных средств.

Завершить хотел бы призывом, обращенным, наверное, в первую очередь к самому себе. Такие смотры очень нужны. Это балансировка. Каждый художник ищет свой вектор, формирует свою Художественную Вселенную; на подобных мероприятиях получается организовать Космос – когда в рамках одного пространства происходит сближение больших и малых небесных сфер, происходит взаимовлияние, обмен идеями.

И в то же время это вызов, в том числе для нас, помнящих не только 1985 год, но и времена совсем уж доисторические. Сможем ли мы найти общий язык с поколением зеленых волос? Увлечем ли их своими идеями, убедим ли, что сюжеты и образы так же важны, как и оттенки разноцветной бумаги?

Ведь искусство – это в первую очередь про сердце и душу. 


Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
1757
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2297
Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Игорь Субботин

МАГАТЭ фиксирует отказ Тегерана от сотрудничества

0
1985
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2039

Другие новости