0
4436
Газета Стиль жизни Печатная версия

28.03.2022 17:17:00

Русское кино – это про идею, про чувства, про доверие

Когда капель сменяется метелью, хочется отключить телефон и подумать о хорошем

Алла Перовская

Об авторе: Алла Геннадьевна Перовская – литератор.

Тэги: русское кино, идея, чувство, музыка, философия, служебный роман, эльдар рязанов


русское кино, идея, чувство, музыка, философия, служебный роман, эльдар рязанов Мымра (Алиса Фрейндлих) и ее стильная секретарша Верочка (Лия Ахеджакова). Кадр из фильма «Служебный роман».1977

Март решил остаться в феврале, и меня потянуло на размышления. Под дикие скачки температуры, когда в один день капель сменяется метелью, хочется выдохнуть и сказать себе – всему свое время. Не торопим события и не ноем. Уныние – это грех. Поэтому вооружаемся чашкой горячего чая, включаем то, что принесет нам душевное тепло, и ждем весну.

Обожаю фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман». Замечательная история, добрая, смешная и бесконечно трогательная. А какая удивительная музыка и глубокие слова:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать.

Дождь ли, снег, любое время года

Надо благодарно принимать…

«Песенка о погоде», музыка Андрея Петрова, слова Эльдара Рязанова. Тонкая философия. Мудрость заключена в каждой строчке. Есть над чем подумать. А это, несомненно, значимо, когда тебе есть чем расшевелить свой мозг. Не закрываться в раковину, не прятать свои чувства, а выстраивать логические цепочки и находить здравые решения. Я люблю задавать вопросы, но искать ответы – это целый квест. Увлекательный процесс поиска приводит к удивительным результатам.

Например, героиню Алисы Фрейндлих – Людмилу Прокофьевну – коллеги называют мымрой. Мне стало интересно узнать точное значение этого слова, и я решила спросить совета у Всемирной паутины: «Мымра – коми-пермяцкое слово, переводится как «угрюмый человек». Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа. Постепенно «мымрой» стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека. Так что мымра – это необязательно женщина». Согласитесь, иногда посещает такое желание, когда хочется остаться дома, отключить телефон и помымрить. Вот как раз в один из таких мымрячих дней я решила очередной раз пересмотреть «Служебный роман». От души посмеялась над диалогами и сценами, погрустила под музыку, подпела всем исполнителям песен, но главное – не перестала удивляться элегантности и доброте того времени.

Вспомните, какая стильная была секретарша Верочка (Лия Ахеджакова):

– Значит, хорошие сапоги – надо брать.

Я помню мамины крепдешиновые платья – легкие, струящиеся. Она всегда выглядела так, будто только что приехала на бал или модный показ. Наши родители вообще умели носить одежду. Не было такого многообразия и выбора, как сейчас, но им безоговорочно шли фасоны и сдержанные расцветки тканей. У них не было избытка украшений, но и мужчины, и женщины умели наряжаться. Вспоминаю праздники: папа всегда в пиджаке и галстуке, мама на каблуках и в красивом платье, оба – как на картинке. Тогда мне казалось, что это верх стиля, и хотелось выглядеть, как мои «взрослые».

По малости лет мамины платья из шкафа я достать не могла, но добраться до туфель и газовых косынок – запросто. Кто бы видел эту очаровательную «невесту» с метр ростом в маминых босоножках на каблуке и розовой фате, сооруженной из прозрачного платка. Шик, да и только.

В «Служебном романе» мне нравится всё и все. Даже несуразный костюм «мымры» только подчеркивает элегантность платья, которое она надела на встречу с Новосельцевым.

63-8-2480.jpg
Папа всегда был в пиджаке и галстуке, мама
на каблуках и в красивом платье, оба –
как на картинке.  Иллюстрация Pixabay
А каким импозантным мужчиной представлен был товарищ Самохвалов (Олег Басилашвили)! Всегда вспоминаю сцену, когда он пригласил к себе домой гостей:

– А это что за штука такая?

– А... Это «Мобиль».

– «Мобиль»?

– Это очень модно в Европе. Знаете, оформляют интерьеры подобными вот...

– Смотрите, пожалуйста!

– Вот, видите? Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею «мобиля». Знаете, наш XX век, такой ритм, суматоха... Приходишь с работы – успокаивает нервы...

Интересно, сейчас есть такие мобили? Или нервы успокаивают только интерактивные рыбки на экране гаджета?

Я часто провожу аналогию с прошлым. Фильмы – хороший тому пример. Понятное дело, что сейчас другое время, другие интересы и заботы, но смысл все равно остается прежним. Мы смотрим наше кино и понимаем, что суть не в новом телефоне героя или красивой брендовой сумочке актрисы, что нам демонстрируется в широком прокате современного синематографа. Русское кино – это про идею. Про чувства, про доверие, взаимопомощь и про то, что добро побеждает зло. Красота человека в душе. Поэтому ты проникаешься историей и сюжетом. И именно трогательность момента отложится в твоей памяти.

Вспомните другой фильм – «Москва слезам не верит». Какое интересное наблюдение сценаристы внесли в диалоги:

– Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем.

– Если я не ношу обручального кольца, это еще ни о чем не говорит.

– Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы все равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.

– А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?

– Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.

63-8-3480.jpg
Строки Левитанского про «следует жить, шить
сарафаны и легкие платья из ситца» накрепко
ассоциировались с бардовским исполнением
Сергея Никитина.  Фото РИА Новости
Лекция по психологии в краткой беседе. Мы редко обращаем внимание на то, что сказано между строк. Обычно ищем ответы в том, что видим на поверхности. Иногда нам не хочется думать и углубляться. Мы торопимся, спешим получить важную и значимую информацию здесь и сейчас. Но правильно ли мы понимаем собеседника, не дослушав?

– А вы что, с мамой вместе работаете?

– Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.

Все четко и по существу. Весь фильм пропитан верой, надеждой и любовью: сложности – преодолеем, любовь обязательно повстречается и непременно будет взаимной, пепин-шафран вырастет в саду. Уверенность в завтрашнем дне, надежность близкого плеча и бесконечность душевности. По-другому и не должно быть. Мы справимся с любой ситуацией, потому что есть ради кого жить.

Эти фильмы показали нам чувственных женщин, ранимых, романтичных, но способных на поступок, и сильных мужчин, готовых растопить лед своей, казалось бы, угрюмой души ради той самой, единственной. Это важно. Человеку нужен человек. Думаю, стоит помнить об этом и научиться читать между строк.

Я люблю наше кино, и эти фильмы стоят того, чтобы их посмотреть еще не один раз.

– Будет апрель, вы уверены? – Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

будто бы в роще сегодня звенела свирель.

– Что же из этого следует? – Следует жить,

шить сарафаны и легкие платья из ситца.

– Вы полагаете, все это будет носиться?

– Я полагаю, что все это следует шить.

Юрий Левитанский – автор, Сергей Никитин – исполнитель, «Диалог у новогодней елки». 


Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
612
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
676
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
700
Игра эквивалентами

Игра эквивалентами

Владимир Соловьев

Рассказ-эпитафия самому себе

0
1346

Другие новости