Мымра (Алиса Фрейндлих) и ее стильная секретарша Верочка (Лия Ахеджакова). Кадр из фильма «Служебный роман».1977
Март решил остаться в феврале, и меня потянуло на размышления. Под дикие скачки температуры, когда в один день капель сменяется метелью, хочется выдохнуть и сказать себе – всему свое время. Не торопим события и не ноем. Уныние – это грех. Поэтому вооружаемся чашкой горячего чая, включаем то, что принесет нам душевное тепло, и ждем весну.
Обожаю фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман». Замечательная история, добрая, смешная и бесконечно трогательная. А какая удивительная музыка и глубокие слова:
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благодарно принимать…
«Песенка о погоде», музыка Андрея Петрова, слова Эльдара Рязанова. Тонкая философия. Мудрость заключена в каждой строчке. Есть над чем подумать. А это, несомненно, значимо, когда тебе есть чем расшевелить свой мозг. Не закрываться в раковину, не прятать свои чувства, а выстраивать логические цепочки и находить здравые решения. Я люблю задавать вопросы, но искать ответы – это целый квест. Увлекательный процесс поиска приводит к удивительным результатам.
Например, героиню Алисы Фрейндлих – Людмилу Прокофьевну – коллеги называют мымрой. Мне стало интересно узнать точное значение этого слова, и я решила спросить совета у Всемирной паутины: «Мымра – коми-пермяцкое слово, переводится как «угрюмый человек». Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа. Постепенно «мымрой» стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека. Так что мымра – это необязательно женщина». Согласитесь, иногда посещает такое желание, когда хочется остаться дома, отключить телефон и помымрить. Вот как раз в один из таких мымрячих дней я решила очередной раз пересмотреть «Служебный роман». От души посмеялась над диалогами и сценами, погрустила под музыку, подпела всем исполнителям песен, но главное – не перестала удивляться элегантности и доброте того времени.
Вспомните, какая стильная была секретарша Верочка (Лия Ахеджакова):
– Значит, хорошие сапоги – надо брать.
Я помню мамины крепдешиновые платья – легкие, струящиеся. Она всегда выглядела так, будто только что приехала на бал или модный показ. Наши родители вообще умели носить одежду. Не было такого многообразия и выбора, как сейчас, но им безоговорочно шли фасоны и сдержанные расцветки тканей. У них не было избытка украшений, но и мужчины, и женщины умели наряжаться. Вспоминаю праздники: папа всегда в пиджаке и галстуке, мама на каблуках и в красивом платье, оба – как на картинке. Тогда мне казалось, что это верх стиля, и хотелось выглядеть, как мои «взрослые».
По малости лет мамины платья из шкафа я достать не могла, но добраться до туфель и газовых косынок – запросто. Кто бы видел эту очаровательную «невесту» с метр ростом в маминых босоножках на каблуке и розовой фате, сооруженной из прозрачного платка. Шик, да и только.
В «Служебном романе» мне нравится всё и все. Даже несуразный костюм «мымры» только подчеркивает элегантность платья, которое она надела на встречу с Новосельцевым.
Папа всегда был в пиджаке и галстуке, мама на каблуках и в красивом платье, оба – как на картинке. Иллюстрация Pixabay |
– А это что за штука такая?
– А... Это «Мобиль».
– «Мобиль»?
– Это очень модно в Европе. Знаете, оформляют интерьеры подобными вот...
– Смотрите, пожалуйста!
– Вот, видите? Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею «мобиля». Знаете, наш XX век, такой ритм, суматоха... Приходишь с работы – успокаивает нервы...
Интересно, сейчас есть такие мобили? Или нервы успокаивают только интерактивные рыбки на экране гаджета?
Я часто провожу аналогию с прошлым. Фильмы – хороший тому пример. Понятное дело, что сейчас другое время, другие интересы и заботы, но смысл все равно остается прежним. Мы смотрим наше кино и понимаем, что суть не в новом телефоне героя или красивой брендовой сумочке актрисы, что нам демонстрируется в широком прокате современного синематографа. Русское кино – это про идею. Про чувства, про доверие, взаимопомощь и про то, что добро побеждает зло. Красота человека в душе. Поэтому ты проникаешься историей и сюжетом. И именно трогательность момента отложится в твоей памяти.
Вспомните другой фильм – «Москва слезам не верит». Какое интересное наблюдение сценаристы внесли в диалоги:
– Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем.
– Если я не ношу обручального кольца, это еще ни о чем не говорит.
– Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы все равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.
– А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?
– Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.
Строки Левитанского про «следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца» накрепко ассоциировались с бардовским исполнением Сергея Никитина. Фото РИА Новости |
– А вы что, с мамой вместе работаете?
– Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.
Все четко и по существу. Весь фильм пропитан верой, надеждой и любовью: сложности – преодолеем, любовь обязательно повстречается и непременно будет взаимной, пепин-шафран вырастет в саду. Уверенность в завтрашнем дне, надежность близкого плеча и бесконечность душевности. По-другому и не должно быть. Мы справимся с любой ситуацией, потому что есть ради кого жить.
Эти фильмы показали нам чувственных женщин, ранимых, романтичных, но способных на поступок, и сильных мужчин, готовых растопить лед своей, казалось бы, угрюмой души ради той самой, единственной. Это важно. Человеку нужен человек. Думаю, стоит помнить об этом и научиться читать между строк.
Я люблю наше кино, и эти фильмы стоят того, чтобы их посмотреть еще не один раз.
– Будет апрель, вы уверены? – Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
– Что же из этого следует? – Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
– Вы полагаете, все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить.
Юрий Левитанский – автор, Сергей Никитин – исполнитель, «Диалог у новогодней елки».