0
5412
Газета Стиль жизни Печатная версия

17.03.2022 18:23:00

Как постились на Руси: грибы и черная икра

Слово "скоромный" созвучно со словом "скромный", но имеет совсем другое значение

Ольга Дунаевская

Об авторе: Ольга Владимировна Дунаевская – журналист, филолог, литератор.

Тэги: русь, православные посты, русская кухня


русь, православные посты, русская кухня Чаевничанье в пост в трактире XIX века. Борис Кустодиев. Московский трактир. 1916. ГТГ

«Миром правят три вещи, – утверждал Зигмунд Фрейд, – жажда власти, секс и чувство голода». В Великий пост пристало говорить разве что о последнем.

В прошлом весьма неважный климат на основной территории страны и посредственные земли не располагали к богатому ассортименту продуктов. Чуть не половину года здесь холодно, кое-где и дольше. А северному народу, да еще крупногабаритному, без сытной пищи не выжить.

Традиционная русская кухня, пишет историк Костомаров в книге «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», была вполне «национальная, то есть основывалась на обычае, а не на искусстве… Кушанья были просты и не разнообразны, хотя столы русские и отличались огромным количеством блюд; большая часть этих блюд были похожи одно на другое…»

Почти полгода на Руси длились православные посты, которые соблюдались и царем, и крестьянином; русский съестной календарь делился на постный и скоромный. (Забавно, что слово «скоромный» созвучно со словом «скромный», но имеет другое значение: масляный, разгульный. И происходит от общеславянского «скорм» – «жир».)

Итак, наступал очередной пост. Если рыба допускалась, ели ее или икру в разных ипостасях. Вообще икра была общедоступной, просто бедные и богатые получали ее разного качества. Роскошью была (и остается!) осетровая зернистая. Для низших слоев населения хороша была и паюсная, и мешочковая (сильно соленая черная икра, которую отжимали в мешочках и потом резали ломтями). Еще дешева была мятая икра (прошедшая заморозку). Ели икру с уксусом, перцем, крошеным луком. Иногда в уксусе и отваривали, а еще отваривали в маковом молоке. В посты готовили икряники (блины из икры любой рыбы: ее долго взбивали, добавляли пшеничную муку, после чего запаривали и жарили как обычные блины, на растительном масле).

В те дни поста, когда рыба была запрещена, ели пареную репу (позднее – картошку в разных видах), кислую капусту, соленые огурцы, вареную свеклу с постным маслом и уксусом. Пекли постные пироги с горохом, грибами, кашами. Делали гороховую кашу – она, кстати, исключительно вкусная, со специями, с жареным луком. Вообще горох в старые времена активно шел в дело, из него даже сыр делали: мятый спрессованный горох с постным маслом. Из гороховой муки раскатывали лапшу. Интересным постным блюдом был творог из макового молока. Умели делать творог и из молока овсяного.

На сладкое в пост подавали коливо (кутью, иным словом). Оно варилось не только из сарацинского пшена (то есть риса), но и из пшеницы, и из полбы (тоже род пшеницы). Как и положено, туда добавлялся изюм, но это уже не было, как на поминках, ритуальным блюдом. Популярны были фрукты и ягоды в меду или патоке. В яблоках выдалбливали серединку и заливали туда патоку, давали постоять, пока пропитается. А вот лакомство под названием «леваши»: различные ягоды уваривали, протирали сквозь сито и потом снова варили, добавив патоку. Смесь выкладывали на доску, тоже смазанную патокой, разравнивали и ставили на солнце или около печи. Когда она высыхала, ее разрезали на полоски и скручивали в трубочки. Слово скорее всего тюркского происхождения, означает «лепешки».

Муку из сушеной редьки варили в патоке с массой пряностей – от перца до мускатного ореха, потом закрывали сверху горшочек, в котором ставили в печь на пару дней. Получалась сладость под веселым названием «мазюня». Пряности на Руси были известны давно и не были очень дороги – через Русь их везли из Восточной Европы в Скандинавию.

В южной части России варили сладости из арбузных и дынных корок (срезав самую шкурку) тоже с пряностями и патокой. Сахар и леденцы привозились в Россию из-за рубежа, поэтому попадали на стол только состоятельным людям. Для царских пиров из сахара изготавливались башни, фигурки птиц и людей или же на столы попросту ставили сахарные головы.

55-8-2480.jpg
Расстегаи – это пирожки в форме лодочки,
в зависимости от начинки они бывают
как постными, так и нет.  Фото РИА Новости
Многие цари, объедавшиеся в обычной жизни, в посты яростно постились. Известен этим был и кровожадный Иван Грозный. Отец Петра Первого Алексей Михайлович в пост обедал всего три раза в неделю, больше по выходным, в остальные дни съедал на обед кусочек хлеба с солью, соленый же гриб или огурец и выпивал стакан «полпива» (легкое пиво, куда при приготовлении добавляется вдвое больше воды).

А вот постное меню вологодского крестьянина. Земли под Вологдой бедные, разжиться нечем, добавить к такому обеду неподъемную работу – недолго и ноги протянуть: редька с квасом; соленые грузди и волнушки, разведенные водой или сваренные («грибница»); брусника; толокно (овсяная мука), которое подмешивали для сытости к редьке и грибному отвару.

Но время идет. Начинается и бурно расцветает в культуре – в том числе и гастрономической – смешение «французского с нижегородским». Знать разоряется, устраивая невероятные по роскоши обеды. И только в пост меню веками остается почти неизменным. Вот постное меню в трактире средней руки начала XIX века, по воспоминаниям современника (приводится историком и этнографом Пыляевым в книге «Старое житье»): «В Строгановском трактире, на Невском близ Полицейского моста, посещаемом биржевыми и береговыми калашниковскими купцами, обеденная трапеза на первой и Страстной неделях поста ничем не отличалась от строго монастырской, и в эти дни в этом трактире рыбной пищи достать нельзя было ни за какие деньги, и весь обед ограничивался одними грибными блюдами».

В то время известны были грибы, гретые с луком, капуста с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом... Кроме грибов, в обеденную карту входили горох и кисели; первые были мятые, битые, цеженные; вторые – ягодные, овсяные, гороховые с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили и сбитень для постников.

В остальные недели поста, когда уже некоторые ели рыбу, в числе рыбных блюд подавали очень вкусную «прикрошку тельную» – нечто вроде котлет, затем не менее лакомый «кавардак» (тюркское слово, обозначает мешанину, смесь. – О.Д.), род окрошки из разных рыб, кашу из семги, визигу с хреном, стерляжий присол, схаб белужий паровой (схаб – старославянское: шматок мяса или рыбы на кости. – О.Д.), щуку-колодку (непотрошеная рыба, засоленная под гнетом, то есть прессом. – О.Д.), рассольный сиг, уху карасевую на сковородке…»

В самом начале XIX века в ресторации Излера, помещавшейся на Невском проспекте в Петербурге, все же появилось одно нововведение: в пост стали выпекать пирожки в форме лодочки с открытым «окошком» для начинки. Их назвали «расстегаи»; теперь это считается традиционной русской едой. На самом деле это было авторское блюдо, рожденное, как говорили, романсом «Сарафанчик-расстеганчик», который исполняла цыганка Стеша. Но думаю, разумнее другое объяснение: пирожки эти вытянутые, и точно так же в старину называли продолговатый пирог с пшеном на севере России. Возможна и аллюзия с сарафаном, но не из романса, а с обычным. В словаре Владимира Даля находим: расстегай – шелковый сарафан с вырезом. Употребительно в Нижегородской губернии.

Но вообще в этой ресторации работали люди с юмором. Вот карта их пирожков-расстегаев – как постных, так и нет. Воскресенье: расстегаи излеровские; скромные; безопасные; музыкальные (скоромные). В понедельник подавали: с рыбкой; с живыми картинами (скоромные); упокоительные; без танцев (скоромные) и пр.

Тесто для расстегаев требуется дрожжевое, но не сдобное, то есть без яиц и молока, поэтому они прекрасно подходят для постного стола, а скоромными их делает начинка. Но, как известно, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст». Так что ешьте хоть скромное, хоть скоромное, только ведите себя хорошо. 


Читайте также


Село Константиново настраивает на поэтический лад

Село Константиново настраивает на поэтический лад

Павел Щербинин

Сумасбродная старуха, звенящая тишина и свет

0
6018
Новая карта Святой Руси

Новая карта Святой Руси

Анастасия Коскелло

РПЦ переживает непростой процесс самоидентификации в изменившихся политических условиях

0
12747
Белорусская оппозиция обиделась на Запад

Белорусская оппозиция обиделась на Запад

Дмитрий Тараторин

На конференции противников Лукашенко обсуждали нашумевший обмен заключенными

0
3645
Ты какого же роду-племени?

Ты какого же роду-племени?

Мария Иванова

Сводный текст расскажет эпическую биографию Ильи Муромца

0
4263

Другие новости