Океан прекрасен и удивителен, недаром о нем написаны сотни романов, тысячи рассказов и стихотворений. Фото Pexels |
Сколько живет океан? С нашей, быстротечной точки зрения – вечно. Океан бессмертен. Он был, когда по его дну ползали трилобиты. Был, когда ихтиозавры гонялись за первобытными акулами. Был, когда папирусные суда египтян и неуклюжие челны викингов смело выбирались на его штормовые просторы. Был во времена капитана Кука и в год дрейфа «Челюскина». Он и сейчас обнимает чуть ли не всю Землю в своих грубоватых соленых объятиях. Менялись только берега. Уплывали, повинуясь подземным течениям материки, уходили под воду неведомые Атлантиды, а взамен им поднимались из бурлящих вод новые острова…
Об океане написаны сотни романов, тысячи рассказов и стихотворений. Он застыл на полотнах многих живописцев – то спокойный и умиротворенный, а то грозящий посетителям картинных галерей вечным «девятым валом»!
Есть люди, которые не могут жить без леса, без его запахов и звуков. Есть те, кто навеки покорен мощью горных хребтов и вслед за поэтом утверждает, что «лучше гор могут быть только горы!..». Есть даже те, кто в песчаной пустыне чувствует себя как дома. И только любовь к морю, а точнее – к океану, может быть практически всеобщей.
Морской простор завораживает. Он тревожит и успокаивает одновременно. Показывает всю незначительность человека перед своими безбрежными далями и в то же время вызывает его на состязание как равного.
К сожалению, для многих море, океан остаются только полоской пляжа, сотворенного для приятного времяпровождения, плескания вблизи берега и ленивого наблюдения за суетливыми чайками над головой. Для моряков и рыбаков океан – это работа. Работа будничная, заставляющая относиться к бескрайним просторам как к фону, как к окружающей действительности, а не как к чуду, сотворенному природой. Хотя и среди этих профессионалов много романтиков, которые наслаждаются редкими минутами отдыха наедине с океаном.
В моей жизни так уж сложилось, что я, сухопутный, в общем-то, человек, с детства впитавший тихую красоту среднерусских равнин, ухитрился побывать на берегах четырех океанов. Что может быть радостнее, чем пройти вдоль береговой линии несколько километров или просто посидеть на камне чуть вдалеке от кромки прибоя, где до тебя долетают только редкие, не жалящие, а дразнящие капли?
Тихий океан пытался испугать меня холодным накатом у берегов Камчатки, и он же стелился по песку ласковым псом вдоль бесконечных пляжей Восточной Австралии. Океан Индийский был почти горяч, принимая меня в свои объятия у южной кромки туристической Азии. Атлантический же не подпускал к себе, не давая разрешения спуститься к нему с обрывистых береговых круч Западной Ирландии. А Ледовитый был равнодушен, строг и вечно закован в лед, даже тогда, когда летние ветры разбивали его броню на тысячу сахарных льдинок, из которых даже Кай не в состоянии был бы сложить заданное ему Снежной королевой слово «Вечность». Не состоялось у меня свидание только с Южным Ледовитым, но, впрочем, его и утвердили на географических картах сравнительно недавно. И вдруг мне еще повезет?
Океан, как скупой рыцарь, копит на дне бесчисленные сокровища, потерянные людьми. Он хоронит их под толстым слоем ила, прячет в расщелинах скал, где когда-то разбились нагруженные золотом испанские и португальские каравеллы. Легенды, достоверные случаи и снова легенды! Тысячи кладоискателей пытались вернуть эти затонувшие богатства на сушу. И кто-то даже преуспел в этом. Но сотни и сотни кладов и по сию пору таятся на морском дне.
Волны прибивают к берегу огромное количество мусора, попавшего в океан. Фото Reuters |
Океан никому не подчиняется. Только молчаливая Луна невидимой рукой правит его приливами и отливами.
Океан – это жизнь. В нем она зародилась сотни миллионов лет назад, в нем она властвует и поныне. Миллиарды живых существ всяческого обличья снуют на его уходящих вниз «этажах». «Полного списка» морских жителей у нас нет. И кто знает, может быть, там, в океанских глубинах, еще живут потомки мезозойских плезиозавров, попадающих время от времени в рассказы очевидцев в облике «морского змея»?
Свои загадки океан часто выплескивает вместе с волной на берег. Плоские от векового трения друг о друга камушки. Потерявшие свою витую совершенность раковины неведомых нам по названиям моллюсков. Панцири и иглы морских ежей. А еще пробки от давно опустевших бутылок, помутневшие от соленой воды стекляшки и, конечно же, обкатанные морем деревянные щепочки…
Так и хочется спросить не прозой (стихи мои):
«Заласканный, обструганный волнами о рашпиль берега осколок деревяшки…/ Кем был ты, друже, в предыдущей жизни?/ Обшивкой пирса? Плоскостью весла?/ Иль крышкой ящика с наклейкой «Made in China»?/ Любая тут история случайна;/ Любая тут история реальна –/ найти ответ нам вряд ли суждено!..»
А еще океан – увы! – величайшая в мире свалка мусора. Человек – существо потрясающе неблагодарное, беспечное, и по отношению к океану особенно. Сколько пластмассовых бутылок, пакетов, каких-то деталей конструкций переносится морскими течениями по его просторам? Статистика утверждает, что ежедневно в океан попадает несколько миллионов банок из-под пива и полиэтиленовых пакетов.
Пустые бутылки, плавающие в океане, уже много веков не содержат в себе записок с призывом о помощи. Они сами просят о помощи, помощи огромному и очень беспомощному океану. Переносимый морскими течениями мусор образует целые острова, а то и континенты. Например, большое тихоокеанское мусорное пятно занимает площадь около миллиона квадратных километров! А ведь такие «острова» есть и в других океанах Земли!
Но, признаться, когда я в очередной раз выбираюсь на берег океана, все эти правильные, любопытные, горькие, полезные сведения мне в голову почему-то не приходят. Я просто дышу, просто подставляю лицо долетающим до меня брызгам, пытаясь догнать взглядом возвращающуюся от берега в свою стихию волну. В этот момент мы – одно целое.
Может, это и есть жизнь?
комментарии(0)