Бывший инженер и нынешний винодел-энтузиаст Самуэле Бьянки.
Самолет из Альгеро, где закончился мой учебный тур по Сардинии, приземлился в маленьком аэропорту прекрасной Пизы, и в тот же момент началось увлекательное путешествие по Тоскане. Вроде бы короткий перелет из одного региона в другой в пределах одной страны, а при выходе из самолета уже совершенно новые ощущения: другой воздух, наполненный другими ароматами, другой влажностью; вокруг вроде те же итальянцы, да не те – и в интонациях, и в манерах.
Прелесть местных маленьких аэропортов – не проходит и получаса, как ты продолжаешь движение, но уже по шоссе на арендованной машине под громкую музыку итальянского радио.
Моим планом на ближайшие дни было навестить добрых знакомых – местных виноделов, а также окунуться в малоизвестную, но очень интересную территорию северо-западной части винодельческой Тосканы в провинциях Пизы и Лукки. Ну а после, на десерт, посетить более известный и престижный винный регион Тосканы и всей Италии – Болгери.
Как и на всей территории Тосканы, виноделие на холмах вокруг средневековых городов Пизы и Лукки имеет такую же долгую историю, как и в центральной ее части, Кьянти Классико, что к югу от Флоренции, о чем свидетельствуют разные старинные документы. Местные вина были известны со времен этрусков и любимы аристократическими семьями средневековой Тосканы, но, к сожалению, немногие любители итальянского вина смогут сегодня назвать хотя бы несколько названий вин с этих холмов.
Помимо небольшого количества исторических виноделен, в настоящее время эта территория переживает огромный интерес к возрождению данного вида сельского хозяйства. Растущее число небольших семейных бутиковых виноделен возникает на территории старых поместий с многолетней историей – и совершенно новых, построенных с нуля, работающих по органическим или биодинамическим принципам виноделия. С соответствующими сертификатами или без них, но производящих очень интересное авторское вино. Единицы из них известны на мировой винной карте, но такие честные «крестьяне» – это как раз то, что мне очень нравится.
Яркий пример такого виноделия – маленькое поместье Pieve dе Pitti, с владельцами которого мы знакомы уже более 12 лет, но возможность провести несколько ночей в их доме – средневековой вилле с часовней ( «pieve» с итальянского – приходская церковь), построенной много веков назад, – появилась впервые.
Сама Villa Pieve di Pitti – это не что иное, как наследие знаменитой флорентийской семьи Питти, что была то союзником, то противником самого знаменитого тосканского семейства Медичи и построила известнейший дворец Palazzo Pitti – самый большой из дворцов Флоренции, выдающийся памятник архитектуры эпохи Возрождения.
Каждый, кто там бывал, точно не мог пройти мимо него: достаточно спуститься по самому известному мосту во всей Италии, а может и всего мира, мосту Понте Веккио, на левый берег реки Арно и пройти пару сотен метров, и вы попадаете на широкую площадь Питти – Piazza dei Pitti.
Сам дворец сейчас – это огромные роскошные интерьеры с художественными галереями и музеями серебра, фарфора и средневековых гардеробов, с примыкающим огромным же парком. Красивейшие Сады Боболи – безусловно, выдающийся памятник садово-паркового искусства.
Строительство этого огромного дворца было начато в 1458 году флорентийским банкиром Лукой Питти – близким другом Козимо Медичи, семья которого впоследствии и стала владеть флорентийским дворцом. А загородная вилла Питти, построенная приблизительно на пути между Флоренцией и Пизой, задержалась во владении семьи на несколько сотен лет, пока в середине прошлого века не была приобретена семьей моих знакомых вместе с прилежащими виноградниками и оливковыми рощами.
Навряд ли можно найти вино из их маленькой винодельни в российских винотеках, но и в Тоскане его трудно встретить. Обычно такие винодельни практически все свое вино продают внутри своей провинции (и небольшими партиями отправляют его таким же бутиковым импортерам по миру).
Такое многообразие почв дает возможность виноделу высаживать совершенно разные сорта винограда. Фото автора |
Современные винодельни используют и историческое наследие, и новые технологии, выращивая такие старинные местные сорта, как Sangiovese, Canaiolo, Colorino, и международные Cabernet Sauvignon, Merlot, Syrah, Petit Verdot. А молодой винодел Самуэле из Лукки, профессиональный инженер, проектировавший серьезные объекты, в 2003 году обнаружил большой заброшенный исторический дом il Calamaio с 2 га старых виноградников. И эта находка (вместе с любовью к вину) быстро изменила его жизнь, превратив его в фермера, который, помимо старых лоз «санджовезе», делает вино из такого местного сорта, как Bonamico, что родом с холмов Пизы.
Этот сорт всегда был в фаворе у местных крестьян за свою огромную урожайность и соответственно объем вина, за что и получил свое название ( «boun amico» с итальянского – «хороший друг»). С качеством дела обстояли совсем плохо, поэтому в какой-то момент сорт был практически заброшен. Но и на бедных, неплодородных почвах при правильной работе этот сорт дает очень интересное самобытное вино. Самуэле же за 15 лет превратил хобби в маленький винный проект, сперва освоив новую для себя профессию винодела, а затем переведя хозяйство на более сложное, органическое виноделие и получив несколько лет назад ICEA-сертификат, позволяющий на этикетке указывать «Biological».
Путешествуя, я посетил множество как давно знакомых виноделен, так и новых, с которыми познакомился впервые. Это очень радостно, когда одна винодельня рекомендует тебе нескольких соседей, которые вроде должны быть между собой конкурентами, но есть понимание, что содружество гораздо эффективнее.
Рассказывая о винодельческой территории Пизы, которая сейчас развивает свою деноминацию Terre di Pisa, нельзя не упомянуть о исторической Tenuta di Ghizzano – одной из крупнейших по территории иконе местного земледелия. И дело не только в том, что данное историческое хозяйство непрерывно производит и продает вино и оливковое масло с XIV века, когда древнейшая семья Венероси Печолини поселилась в Ghizzano, а и в том, что рыцарь по имени Намброт – основатель семьи Венерози – восходит к каролингскому периоду, когда он служил у Карла Великого, что упоминается в документах 803 года. Род существует до наших дней, и это поражает больше всего!
Саму нынешнюю хозяйку поместья, Жиневру Венерози Печолини, которая сейчас и главный винодел, и главный управляющий, к сожалению, застать не удалось, но прогулка по старым подвалам с большим количеством амфор и дегустацией великолепных вин запомнится надолго; несостоявшиеся встречи – это всегда планы для новых путешествий.
комментарии(0)