Нураги состоят из больших каменных блоков, которые укладывали круг за кругом без использования каких-либо связующих растворов. Фото Ханнеса Хиллера
Vinitaly Gita Scolastica – это учебный тур, ежегодно организуемый академией для своих выпускников, именуемых Italian Wine Ambassador. В этом году для поездки нам были предложены на выбор два самых крупных острова Италии – Сицилия и Сардиния, и я выбрал более таинственную для меня территорию доисторических нурагов (нураги - конусообразные мегалитические башни с усеченной вершиной. – «НГ»). Которая и богата своей историей, и интересна с винодельческой точки зрения.
На фоне более модной ныне Сицилии, привлекающей львиную долю внимания винолюбов всего мира (особенно своими вулканическими винами с Этны), Сардиния никаких ассоциаций, кроме Каннонау и Верментино, к сожалению, не вызывает. Это, несомненно, интересные сорта, дающие возможность изготовлять вина различных стилей и настроений, – но опять же, к большому сожалению, Cannonau популярен лишь одним, коммерческим вкусом: концентрированная фруктовая бомба из переспелых ароматов сливы и темных ягод, за небольшие деньги стоит на полках любого супермаркета. В действительности же Cannonau, как и вся Сардиния, – это широкая палитра оттенков, вкусов и нюансов.
На протяжении своей многовековой истории Сардиния постоянно находилась в борьбе за выживание, что воспитало ее непокорный и независимый характер. Огромный остров площадью 24 тыс. кв. км, никогда не имевший сплоченного государства или единого народа, часто завоевывался и переходил из рук в руки захватчиков со всех сторон света. Финикийцы и основанный ими Карфаген, Римская империя и Византия, Арагонская и Савойская династии сменяли друг друга. Наследие прошедших веков можно легко увидеть и услышать – на полтора миллиона жителей острова приходится пять официальных языков, а сам регион является одним из пяти автономных регионов Италии с очень независимой самоидентификацией.
В наше время это великолепно с точки зрения аутентичности и разнообразия, но часто вредит этому «самому в себе» острову в коммуникациях с внешним миром и продвижении себя на внешних рынках. К примеру, наша группа лишилась возможности посетить ряд интереснейших виноделен, поскольку их реакция запаздывала и их ответы приходили, когда программа и логистика тура были уже спланированы (или не приходили вообще).
…Наше путешествие охватывало все основные винные области острова. Встреча выпускников академии планировалась в полдень в аэропорте города Альгеро, но половина нашей группы уже обнималась в 6 утра в аэропорте Бергамо, откуда мы за час лета добрались до острова. Короткая поездка на такси, и мы заселились в маленьком бутиковом отеле на территории одной из крупнейших виноделен острова – Sella&Mosca. Местный старый город архитектурно походит на маленькую Испанию – наследие династий Арагонов и Габсбургов, а его защитные морские стены и бастионы напомнили город Акко, что с севера оборонял территорию Израиля.
После обеда был объявлен официальный старт нашего винного тура, и мы на нескольких машинах начали путешествие по... территории Sella&Mosca. Дело в том, что эта одна из немногих крупнейших в Европе виноделен, окружена единым участком виноградников в 560 га! Территория винодельни настолько огромна, что 30–40 лет назад для ее работников были построены и жилье, и детский сад, и даже церковь.
Как одна из крупнейших виноделен острова, она производит вино из многих сортов региона, но особенно важен ее вклад в возрождение интересного местного белого сорта – Torbato, который хорош благодаря своей выразительной кислотности. Как и многие местные сорта, Torbato имеет неясное происхождение – будучи родом то ли из Испании, то ли из Греции, он уже давно породнился с этой землей и дает интересный терруарный вкус.
Подобная история происходит и с другими красными и белыми сортами острова. Главный белый сорт Vermentino до сих пор вызывает споры – из Испании он прибыл или наоборот, а кто-то доказывал и его греческое происхождение. Что мы должны знать, так это что по ДНК он идентичен сорту Favorita из Пьемонта, Pigato из Лигурии, Rolle во Франции и Malvasia Grossa на Корсике, но при этом везде дает совершенно разное вино!
Главный красный – Cannonau – считается вроде как французским Grenache или испанской Garnacha, но каждое новое исследование доказывает его то ли местное, то ли испанское происхождение с последующий миграцией на противоположный материк. И даже Carignano, который по названию схож с испанским Carinena (или Mazuelo) и французским Carignan и на Сардинии, кое-где называется Uva di Spagna, что есть «виноград из Испании», имеет и второе местное имя Bovale Grande. При том, что есть и «местный» Bovale Sardo, который вообще-то испанский Graciano.
Старые дофиллоксерные виноградники, растущие на оригинальных корнях. Фото автора |
Второй день нашего путешествия прошел под флагами двух очень маленьких и опять «уникальных» винных регионов – Malvasia di Bosa и Vernaccia di Oristano, вина которых исторически делают по методу Хереса или Шери, – это когда они годами и десятилетиями выдерживаются в бочках под пленкой дрожжей, называемой флором. Мы пробовали вина 50–60–70-х годов прошлого века не только из бутылок, но из бочек, где вино до сих пор дозревает.
Маленькие винодельни оказывали нам невероятно гостеприимный прием, не давая вспомнить давно забытое чувство голода. Ведь Сардиния – это и уникальная местная кухня, которая, кстати, несмотря на островное географическое положение, больше мясная, чем морская. Конечно, тунец и морепродукты присутствуют по всему побережью, но поросенок на гриле «порчедду», часами томленный на огне, – классика региона, плюс баранина, ягнятина, дикий кабан и множество местных типов пасты, сыров, местного хлеба карасау и десертов; Сардиния – это очень серьезное гастрономическое путешествие.
Третий и четвертый дни путешествия (вдоль юго-западного побережья до юго-восточного с ночевкой в столице региона Кальяри) – это посещение крупнейшей Argiolas, делающей миллионы бутылок с участков по всей территории Сардинии.
Наконец, мы достигли главной исторической зоны Каннонау – Jerzu и города Nuoro, который, кстати, является одним из первых городов и центром нурагической цивилизации. Тут мы и познакомились с самыми старыми, дофиллоксерными виноградниками , которые растут на оригинальных корнях. А вино из сорта Cannonau – это просто палитра впечатлений от деликатных вин в стилистике Пино Нуар до мощных, структурных красных с большой концентрацией и огромным потенциалом. Помимо свежих нам открывали бутылки 2002, 1974, 1963 годов – они до сих пор имеют сумасшедшую энергетику и богатый насыщенный вкус в противовес часто дряблым винам подобного возраста.
Ну, и последний этап – это, конечно же, посещение края камней – территории Галлуры, откуда и есть самый великолепный Верментино – Vermentino di Gallura DOCG, где на скудных гранитных почвах он дает невероятный минеральный, ароматичный, комплексный и глубокий букет свежих цитрусовых, цветочных нот с нюансами средиземноморских трав, орехов и обязательной солоноватости на долгом послевкусии.
К сожалению, из-за высокой популярности Vermentino и Cannonau многие виноделы забрасывали другие местные сорта. А это и старейший местный белый Nasco, дающий интересные сухие и сладкие вина с мускусными нотами, изящный и комплексный Semidano, рабочая лошадка с дымчатыми нотами Nuragus, второй самый распространенный красный сорт Monica, два ароматных красных Giro (известен также десертными красными) и Nieddera (интересен розовыми винами), упомянутый ранее танинный Bovale Sardo, великолепно подходящий к местной мясной кухне .
Очень рекомендую обратить внимание на этот винный регион, который подтягивает качество и уходит от своего слишком коммерческого прошлого!
комментарии(0)