0
5117
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.12.2021 20:33:00

Писательство – таинственная страсть

Появился новый жанр сетевой литературы — чат-фикшен

Елена   Радченко

Об авторе: Елена Юрьевна Радченко – драматург.

Тэги: писательство, таинственная страсть, творчество, сетевая литература, чат фикшен


267-8-2480.jpg
Пишущей женщине в окружении быта и семьи
ой как нелегко.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

«Зара и Зарок» не читали? Я тоже не читала, но как независимый автор, использующий различные платформы для самопубликаций, не сомневаюсь, что кто-то уже строчит, как пулеметчик, на своем ноутбуке роман с таким или подобным ему названием. Правильная, продающая аннотация; стильная обложка; аудиоверсия в актерском исполнении — три источника и три составные части будущего успеха. Читатель-подросток голосует родительским рублем. Сердце отдает в придачу... Белинского и Гоголя опять с интернет-базара не несут, но ведь читают...

Спросом сейчас пользуется, как авторитетно заявил недавно один из создателей платформы самиздата, «антураж царской России с щепоткой магии». Смахивает на рецепт из кулинарной книги в расчете на целевую писательскую аудиторию: отчаянные домохозяйки. Писательство становится второй (не древнейшей! — новой) после блогерства профессией. Манкость ее обостряется, например, после рождения ребенка — изменение гормонального фона, неукротимое желание отвлечься от рутины материнства и резкое обнищание семьи подталкивают женщину к поиску неординарных решений: заработать на самовыражении. Если новым авторам не удается найти правильную стратегию, рутина побеждает. «Дети, собаки, мужья, работа — и всё, вы сдохли!» – именно в такой комической последовательности (мужья — строго после собак!) услышала я недавно описание суровой реальности вокруг пишущей женщины.

Однако совокупная таинственная страсть к писательству в экономическом выражении дает 2,5 млрд руб. в год на книжном рынке электронного самиздата – за цифру не ручаюсь, услышала ее на онлайн-конференции, посвященной литературе для детей и подростков. (Электронные книги собственно издательств — еще 8 млрд руб.). Надо отдать должное организаторам конференции: им удалось собрать вместе тех, кто пишет и хорошо продается, с теми, кто устраивает свои школы, курсы для начинающих, кто переводит, издает книги и журналы, работает в библиотеках, организует литературные конкурсы, обучает детей… Консолидация этого сообщества досталась нам в готовом виде еще от прежних, социалистических времен, а теперь еще и усилилась по инициативе «снизу» за счет осознания взаимной выгодности и новых технических возможностей общения. Да и книжный рынок – резиновый...

Конференция шла три полных рабочих дня – с предельным энтузиазмом, в доброжелательной и открытой, с возможностью комментирования, атмосфере. «Звезды» рынка без всякого снобизма отвечали на самые наивные вопросы новичков, включая робкое: «Скажите, на каких писательских курсах вы учились?»

Есть ли за всем этим Смотрящий? Конечно, коллективный читательский спрос и ежегодные конкурсы, куда авторы отправляют книги или рукописи. Из самых известных – «Новая детская книга», премии К. Чуковского, С. Михалкова, В. Крапивина. Что ищут организаторы этих премий? Как всегда: новых героев. И новые сюжеты.

Влияют ли результаты конкурсов детской литературы на продажи? Нисколько, как признаются сами организаторы. Но они – движок авторских амбиций, существующий из любви к литературе способ самоорганизации сообщества. И если в литературе для взрослых в премиальном деле уже возник некий скепсис, в частности в связи с тем, что только «Большая книга» увеличивает продажи авторов шорт-листа, аналогичной ей «Большой детской книги» до сих пор нет, хотя идея эта бродит по умам давно и даже в поручения президента каким-то образом угодила.

...Признаться честно, детское литературное творчество, на которое детей натаскивают, как на ЕГЭ, не люблю. Каждый ребенок от двух до пяти, по Чуковскому, талантлив в своем стихийном словотворчестве. Потом его детский талант «растворяется» под напором ежедневного словоговорения и тех общих мест, к которым люди прибегают для экономного и эффективного взаимодействия. Сознательное же обращение к литературному творчеству требует того, что прожито. А впихивать в литературное дитя не прожитое им – занятие пустое, если не вредное.

267-8-3480.jpg
Образец типичного англоязычного
чат- фикшена.  Скриншот из чат-фикшена
Trevor and the Virgin
Но вот в 2015 году в Кремниевой долине появился новый жанр сетевой литературы – чат-фикшен: история разворачивается на глазах изумленного читателя в виде некоей переписки в чате. В России сейчас – три такие платформы.

Девиз их весьма демократичен: «Читай и пиши!» Формат ориентирован на особенности восприятия читательской аудитории, неспособной сконцентрироваться на длинном повествовательном тексте. Только диалоги между персонажами в виде переписки – реплики короткие, четкие и ясные. В эту переписку на экране своего смартфона читатель погружается, как в чужую тайну...

Сама история сочиняется по тем же самым законам, которых никакой чат-фикшен отменить не в состоянии: герои, их цели, отношения, конфликт, авторский месседж читателю. При этом было бы странно состоявшимся писателям, задрав штаны, бежать за этим новым жанром. Создатели историй чат-фикшен – сами подростки, молодые люди. И здесь задействован тот богатейший опыт коммуникации через sms, который у каждого из авторов накоплен.

Платформы берут на себя обучение авторов, публикуя дельные советы начинающим: писать ли им по 30 или по 60 минут в день, выкладывать ли им новую главу по пятницам или по средам, как строить сюжет, как выбирать персонажей, сопровождающих главного героя в истории.

Запрос читателей: ужасы, триллеры и отношения... Читательский вопль в группе фанатов в социальной сети: «Когда допишут «Порочных старшеклассников»?»

И полный достоинства ответ уважаемой редакции: «Новые главы появятся на следующей неделе!»

Создатели платформ утверждают, что их цель – популяризовать чтение среди подростков за счет чат-историй. Ожидается, что скоро будут востребованы интерактивные форматы с возможностью для читателя выбрать то или иное развитие сюжетных линий. А это, как ни говори, «школа жизни» – возможность сделать свой ход на тренажере и оценить последствия.

Пока писательская жизнь на этих платформах – безгонорарная, но есть редактура от профессионалов. Читатели и писатели чат-фикшен, по словам создателей платформ, – девушки. Что ж, посмотрим, как этот жанр новой девичьей литературы будет развиваться.

Так что не надо говорить, что «не читают».

Котел кипит...



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Раньше, чем уснешь

Раньше, чем уснешь

Анна Танатос

Рассказ об ужасах писательского ремесла

0
237
Жалко Патрокла

Жалко Патрокла

Вспоминая нашего друга и коллегу Елену Семенову

0
9443
В чем ошибался Джойс?

В чем ошибался Джойс?

Андрей Мартынов

Странная история мистера Стивенсона и господина Сирина

0
3865
Твоюштошмать

Твоюштошмать

Вера Бройде

Дядька, придумавший бессюжетные триллеры

0
2148

Другие новости