0
3764
Газета Стиль жизни Печатная версия

15.11.2021 18:16:00

Изменения в мегаполисе и душевный ренессанс

О том, как мы принимаем изменения в друзьях и городе

Татьяна Попова

Об авторе: Татьяна Дмитриевна Попова – журналист.

Тэги: мегаполис, изменения, культурное наследие, вднх, москва, ренессанс


Есть у меня одна давняя приятельница из Мурманска. Она довольно уважаемый биолог, преподает в институте. Когда приезжала в столицу, любила съездить на ВДНХ – как на рынок. Она скупала там электромассажеры чакр, вибрирующие коврики из лечебного атласа, нефритовые шары для медитации, утреннюю росу, собранную дикими пчелами Тибета, записи звуков вселенной на кассетах и массу других неведомых приспособлений и средств. Приезжает она ко мне нечасто, к сожалению, где-то раз в пять-семь лет. И каждый раз на этот диковинный шопинг я ходила вместе с ней – хотелось подольше побыть с подругой и посмотреть, что там еще придумали для тех, кто задался целью достичь просветления и дожить до 130 лет.

1-12-1480-650.JPG
Во времена Советского союза (слева) визит на ВДНХ был обязательным пунктом
в туристической программе.  После реконструкции павильоны и фонтаны выставки
опять поражают своим великолепием и москвичей, и гостей столицы.
Фото РИА Новости, фото агентства «Москва»
Мой муж над такими ее увлечениями постоянно подшучивает. Мне-то непросто принять свою подругу новой, а ему и подавно. Он помнит ее, свою однокурсницу, совсем другой – молодой и перспективной студенткой МГУ, которой пророчили блестящую карьеру. Все были уверены, что она высоко дойдет по академической линии... Но почти сразу после университета она вышла замуж и уехала с супругом «на Севера», развелась, опять вышла замуж и снова развелась. Академиком так и не стала, громких открытий не совершила, но зато осталась прекрасной подругой и замечательным, добрым человеком. Прожив на Севере немало лет, вероятно, от скуки стала экспериментировать с различными практиками продления жизни. Меня ее новые увлечения не смутили, потому что я знаю, какая она на самом деле умная, чуткая. И мы, как и 30 лет назад, можем часами обсуждать по телефону свои работы, семейные дела, планы и массу других тем.

В общем, в этот ее приезд мы опять собрались на Выставку достижений народного хозяйства, куда обе попали после долгого перерыва. Приехали и ничего из того, что хотела купить моя приятельница, не нашли. Если честно, то я вообще не узнавала это место. С улиц убрали тиры и караоке, исчезли шашлычные, где официанты могли тебя обобрать не хуже наперсточников. Зашли мы как-то с ней в такое кафе, изучили меню – ну да, недешево, но заказ сделали. А потом нам принесли счет с космической суммой – оказалось, что все цены указаны за 100 граммов, а порции намного больше. Чтобы расплатиться, нам тогда пришлось выгребать все, до последней копейки.

«Что же мне теперь делать?! – От перемен на ВДНХ моя подруга впала в более сильное отчаяние и тоску, чем тогда от счета за пару порций шашлыка и два салата. – Я уже Ларочке пообещала привезти массажер для шеи. И Борис Петрович ждет свой китайский чай с рейши».

Она с явной грустью смотрела на павильон «Азербайджан», который еще семь лет назад был «Вычислительной техникой». Не узнавала «Здравоохранение», где теперь разместился Музей Востока. Она грустила, продление жизни явно откладывалось.

А я предательски молчала, поскольку уже планировала, как в выходные обязательно возьму к себе внуков и привезу их сюда кататься на самокатах и велосипедах, потому что лучшего места не найти. Все аллеи ровные, есть тротуары для пешеходов, полосы для тех, кто на двухколесном транспорте, и отдельные – для машин. Работает масса кафе, надо поесть – открыты чистые кафе с понятными ценами. Каждый павильон теперь можно разглядывать по часу, любуясь плиткой, мозаикой, входными группами и горельефами. И как же приятно в холодную осень смотреть на яркие краски зеленого газона, желтой листвы, кормить уток с оборудованных дорожек у пруда.

«Красиво, конечно, – согласилась в итоге моя приятельница. – Просто это уже совсем другая ВДНХ. Но где теперь покупать вытяжку из гриба рейши?» Она не хотела принимать это место новым.

О том, как знаковое для Москвы место незаметно для меня изменилось, я думала весь оставшийся день. Некоторые люди остаются прежними, а некоторые переживают ренессанс. И городские пространства тоже. ВДНХ опять словно стала той самой молодой и перспективной студенткой, которой все пророчат блестящую карьеру. С ее фасадов сняли безликие панели, открыв истинный облик места, сюда вернулись горожане, туристы, музыканты. Может быть, вот он, секрет молодости и долголетия, – быть самим собой, сохранить себя несмотря на трудности? Вечером дочка рассказала, что они с подругами уже несколько сезонов подряд приходят на ВДНХ весной и любуются цветением яблонь. Оказывается, она и меня звала. Но в моем сознании так прочно засел образ торгового места со всей его мишурой-шаурмой, что я только отмахивалась. Даже не вслушиваясь и не воспринимая дополнительную информацию про то, как там стало сейчас хорошо.

«Ты еще не гуляла у нового Дома культуры ГЭС-2, там высадили парк и оборудовали набережную у Москвы-реки. Так что ренессанс переживает не только ВДНХ», – говорит дочь.

Действительно, за последние несколько лет столица сильно преобразилась. «Москва похорошела», – иронизировали раньше гости из Северной столицы и городов Европы, приезжая в гости. Многие ожидали, что процесс модернизации города остановится после нескольких реализованных проектов. Но изменения все продолжаются, и теперь гости задают только один и тот же вопрос: «А у нас когда так будет?» Вспомните, когда вы последний раз пробирались через ряды припаркованных на тротуарах машин? А могли ли мы еще 10 лет назад представить, что по Пятницкой или Большой Дмитровке можно будет просто гулять? Сколько стало уютных и красивых улочек вокруг Кремля. По ним можно прогуливаться часами или встречаться с друзьями в кафе, которых здесь на любой вкус и кошелек. Как и во дворах у станции метро «Сухаревская», где кажется, что ты уже и не в Москве вовсе, а в тех городах, на которые принято было равняться. Конечно, не всем нравятся такие изменения – улицы города перестали принадлежать только автомобилистам и рекламщикам, подземные переходы – продавцам шаурмы и поддельных сумок. Теперь Москва стала гораздо удобнее для горожан и туристов.

А еще я поймала себя на мысли, что мы уже давно не ограничиваемся поездками к Кремлю, когда к нам приезжают друзья или родственники из других городов. Вот уже несколько лет, как мы развлекаем своих гостей долгими прогулками по бульварам, городскими фестивалями, с ними мы изъездили многие улицы внутри Садового кольца и за его пределами на прокатных велосипедах, катаясь даже ночью и чувствуя при этом себя в абсолютной безопасности. Так что ренессанс действительно затронул не только ВДНХ, а весь город. И хоть я люблю Москву и приму ее с любыми увлечениями, такой, обновленной, она мне, конечно, нравится больше, чем прежде. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Позади и праздничные застолья, и негласный год натюрморта

Анастасия Башкатова

Все истекает соками, источает запахи, привлекает насекомых, кошек и птиц

0
5250
 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2177
Человека все равно жалко

Человека все равно жалко

Евгений Лесин

Новый поэтический сборник Андрея Чемоданова можно не только читать, но и слушать

0
5819
По паспорту!

По паспорту!

О Москве 60–70-х и поэтах-переводчиках

0
1107

Другие новости