0
6382
Газета Стиль жизни Печатная версия

26.10.2021 17:57:00

Спина всему голова! Вид сзади может рассказать о человеке больше, чем можно предположить

Тэги: спина, позвоночник, вид, человек


13-16-1480.jpg
Глядя на такое рукотворное  
антропологическое совершенство, начинаешь
думать, что эволюция посрамлена...
«Глаза – зеркало души» (романтическое); «Глаза твои бесстыжие» (брутальное); «Глаза б мои на тебя не смотрели» (безнадежное)...

Все эти и несчетное множество других семантических конструкций, в которых так или иначе упоминаются органы зрения, уже на генетическом уровне приручили нас воспринимать человека в фас (фасово, почти фарсово – аллитерация не выглядит случайной). Но человек – это не только фас, но еще и профиль, и три четверти (полуоборот), и... вид сзади, со спины.

Этот последний ракурс, думается мне, сильно недооцененным остается. Недооцененным в смысле идентификации Другого. Да и в смысле самоидентификации тоже. Спина, тыл – та часть тела (лучше сказать – область), которую человек сам у себя непосредственно наблюдать не может (недаром «у вас спина белая!» – каноническая первоапрельская шутка). Как не можем мы правильно слышать собственный голос и удивляемся его звучанию, когда нам прокручивают его в записи. Вид сзади – это в норме всегда вид Чужого.

Павел Флоренский в своей небольшой работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924–1925) отмечал: «Фасовое изображение представляет субъектность человека, которую следует строго отличать от субъективности. Объектность же его, когда он есть средство, а не цель, когда он движим, но не движет, когда он – часть мира, с ним несоизмеримая и им охватываемая, – такой подход к человеку выража­ется поворотом тыловым. Со спины человек мыс­лится и воспринимается беззащитным, не имеющим силы отпора и даже не сознающим грозящей опасности. Тогда человек есть только Он, в котором мы забываем о моменте Я; в таком аспекте человек мыслится только как представление чужого созна­ния, но не сам по себе».

Идеальная иллюстрация к словам русского философа и ученого – последний шедевр Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Стандартное описание этого полотна: «На нем изображен финал сюжета из евангельской притчи: младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Упав на колени перед старым отцом, он уткнулся в его колени, надеясь на прощение. Голова юноши обрита наголо, одежда больше смахивает на рубище нищего, обувь истоптана…» Отец – к нам лицом, сын – со спины. Голова его хоть и повернута в три четверти, но выписана как бы через матовое стекло, размыта.

13-16-2480.jpg
«Держать спину!»  
И она с удовольствием держит...
Кстати, я одно время все никак не мог припомнить, кого мне напоминает этот несчастный, уткнувшийся в колени отца, – и вдруг недавно осенило: андроидов из голливудского научно-фантастического триллера «Я, робот» (2004). Совпадение настолько недвусмысленное, что я рискну утверждать: художники картины вдохновлялись именно рембрандтовским младшим сыном, создавая облик кибернетических организмов из 2035 года.

Но это, что называется, apropos. Мы же с полным правом отметим, что все известное нам об этом рембрандтовском юноше-бродяге «считывается» с его спины, затылка и голой левой ступни с огрубевшей пяткой, выставленной торчащей прямо («в фас»!) в зрителя.

Даже мимолетные бытовые наблюдения заставляют чуть-чуть дольше задержаться на этой точке наблюдения за человеком. Диапазон оценок необычайно разнообразен: от презрительного отношения древних к воинам, раненным в спину (значит – убегал от врага, трус), до откровенно эротического восхищения декольтированными спинами кинозвезд и моделей на красных дорожках и подиумах.

Вид сзади отнюдь не банален. Он как бы достраивает образ человека. Делает его, образ, объемным, стереоскопичным, фрактальным даже. Тут как нельзя более кстати строчки советского песенного хита Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (1975):

Оглянись, незнакомый прохожий,

Мне твой взгляд неподкупный знаком.

Может, я это, только моложе.

Не всегда мы себя узнаем.

13-16-3480.jpg
Московский метросексуал. Фото автора
Вот и степной флибустьер, гоголевский Тарас Бульба, неслучайно, хотя и непроизвольно (что добавляет его эмоции дополнительную ценность) первое что вскрикивает, встречая сына из бурсы: «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»

Неслучайно и общее – для военнослужащих, спортсменов, балетных – требование в ультимативном порядке: «Держать спину!». Тут можно усмотреть и антропологическую подоплеку. Прежде чем стать Homo sapiens’ами (людьми разумными), нашему виду понадобилось пройти через стадию Homo erectus’сов (людей прямоходящих).

Прямой хребет – а следовательно, и прямохождение (бипедия) – отличительный признак нашего вида. Сапиенсы начали привыкать к этой не вполне естественной для остального животного мира позе как минимум уже 7 млн лет назад. Что подтолкнуло нас к этому – одному Чарлзу Дарвину известно! Мне лично нравится энергетическая гипотеза: передвижение на двух ногах требует меньше затрат калорий, чем на четырех лапах.

Однако доктор биологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Варвара Бахолдина несколько снижает эволюционный пафос: «Таз человека, прекрасно приспособленный к двуногому передвижению, отнюдь не идеален для прохождения головы плода с большим мозгом, и процесс родов у человека – один из самых тяжелых среди всех живых существ. Хотя вены нижних конечностей и снабжены специальными клапанами, облегчающими продвижение крови против силы тяжести, тем не менее с возрастом они с этой задачей уже не справляются. Считается, что многие болезни сердечно-сосудистой системы, и прежде всего гипертония, связаны с прямохождением» (Происхождение человека. Бахолдина В.Ю. М., 2004). Против силы тяжести, что называется, не попрешь…

И все же доверимся поэтическому чувству Иосифа Бродского. Эссе «Посвящается позвоночнику» (1978) он начинает с таких строк: «Сколь бы чудовищным или, наоборот, бездарным день ни оказался, вы вытягиваетесь на постели и – больше вы не обезьяна, не человек, не птица, даже не рыба. Горизонтальность в природе – свойство скорее геологическое, связанное с отложениями: она посвящается позвоночнику и рассчитана на будущее».

Остается добавить, что черепная коробка человека – это всего лишь несколько гипертрофированных шейных позвонков нашего станового хребта. 

 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Адвокаты настаивают на реальной онлайн-защите

Екатерина Трифонова

ФСИН склоняется к организации видеосвиданий с обвиняемыми именно из СИЗО

0
2540
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2419
Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Украина готовит для ударов по России собственные ракеты

Владимир Мухин

Обновление ядерной доктрины позволяет РФ дать особенно жесткий ответ на использование Киевом дальнобойного оружия

0
5463
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
2641

Другие новости