0
4703
Газета Стиль жизни Печатная версия

11.10.2021 17:48:00

Как спастись от сна за рулем

Дорожный гипноз, или нарушенные обменные процессы мозга

Тэги: дорожный гипноз, вождение, засыпание, мозг, токсины


дорожный гипноз, вождение, засыпание, мозг, токсины Продукты обмена веществ побуждают нас засыпать в самое неподходящее время. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Случилось так, что мне довелось выехать рано утром, еще до восхода солнца, после напряженного предыдущего дня и плохого сна на автомашине из Франфурта-на-Майне в Бонн. Немецкая автострада на этом отрезке довольно прямая и местами восьмиполосная в одну сторону. И главное – довольно однообразная. Глазу зацепиться было не за что. Дорога пролегала через поля, и если сегодня их оживляют ветряки, лет 40 тому назад по обеим сторонам виднелась только скошенные сельскохозяйственные культуры, скатанные в громоздкие цилиндры желтоватого цвета. До Бонна на скорости порядка 140 км/час (в ФРГ нет ограничений в скорости на автобанах) на пятисотом БМВ можно было доехать за пару часов. Дорога в этот ранний час была пустынна, и, несмотря на включенный радиоприемник, через минут 30 меня потянуло в сон. Я и не заметил, как автомашина плавно перешла из крайней левой полосы в крайнюю правую. Тут-то я и очнулся.

Много позднее я случайно натолкнулся на специалиста по так называемому дорожному гипнозу. Специалист службы скорой помощи учебно-исследовательской больницы Биледжика, доктор Мустафа Боз в преддверии девятидневных каникул в Турции по случаю Курбан-байрама в статье предупреждал водителей, собирающихся в длительное путешествие, о дорожном гипнозе – состоянии, при котором мозг погружается в транс, а глаза остаются открытыми. Как отмечает британское агентство ВВС, этот специалист рассказал важные сведения о дорожном гипнозе, который является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий. «Большой проблемой, с которой мы сталкиваемся, особенно во время праздников, являются дорожно-транспортные происшествия, – отметил Боз. – Людям по понятным причинам иногда приходится отправляться в путь ночью, или, например, проведя всю ночь в пути, они могут попасть в аварию с первыми лучами солнца в силу накопившейся усталости. А после такой аварии их путь может лежать в больницу».

«Перед предстоящими девятидневными праздничными каникулами водители совершают поездки продолжительностью в среднем от четырех до девяти часов, – рассказывает эксперт. – Столь длительные поездки с одним водителем вызывают серьезные проблемы. Людям кажется, например, что перед ними вдруг внезапно возникла машина, но на самом деле это не так. Это состояние, которое мы называем дорожным гипнозом. Глаза при этом могут быть открыты, но, к сожалению, человек засыпает в этот момент от усталости, и ему кажется, что перед ним внезапно возник автомобиль, что приводит к нежелательным неблагоприятным последствиям».

8-16-3480.jpg
Смены фаз бодрствования и отдыха зависят
от свойств нейросети мозга.   
Иллюстрация Depositphotos/PhotoXPress.ru
Причины подобного состояния, когда человек засыпает, хотя ему надо по обстановке бодрствовать и, более того, активно реагировать на ситуацию, досконально не изучены. Психофизиологические исследования засыпания за рулем ведутся давно, и они связаны с пониманием механизма перехода от бодрствования ко сну. Теоретической основой этих исследований являются представления, что взаимодействие регуляторных систем бодрствования и сна при засыпании сопровождается психическими процессами, связанными с возникновением дремотного состояния сознания, которое характеризуется переключением внимания с анализа информации, поступающей от внешнего мира, на обработку информации, извлекаемой из памяти. Этот переход не осознается субъектом, что, с одной стороны, обеспечивает нормальный переход к физиологическому сну, но, с другой стороны – неосознаваемость процесса засыпания при выполнении монотонной деятельности. Именно это и является причиной различных инцидентов на транспорте и производстве при критическом снижении уровня бодрствования. Имеются различные теории, описывающие процессы, происходящие в мозгу водителя, с точки зрения психологии. С точки зрения одной из модных сейчас психологических теорий, позволяющих устанавливать связь между психофизиологическими качествами человека и его склонностью к совершению ошибок, является теория, сформировавшаяся в 1970-х годах в школе неогештальтистов под руководством американского психолога Германа Виткина. В ней практически возрождается модное в начале XX века учение гештальт-психологии. Сущность этого учения заключается в том, что людям свойственно воспринимать не просто отдельные объекты окружающего мира, а целые комплексы, целостные образы – гештальты (от нем. gestalt – образ). В этом плане выделяются «поленезависимые», то есть люди, независимо от окружающего фона, положения собственного тела в пространстве адекватно воспринимающие положение объекта. Но есть и «полезависимые». У них адекватность восприятия объекта нарушается под воздействием окружающего его фона или в связи с изменением положения тела субъекта. Экспериментально установлено, что водители с полезависимым стилем восприятия более предрасположены к совершению аварий. Они концентрировались на одних объектах в ущерб другим, более важным, и при этом нередко упускали существенные признаки дорожной ситуации: хуже чувствовали автомобиль, неверно дифференцировали воздействующие на них ускорения, медленнее реагировали на ситуации, требующие экстренных действий, слабее распознавали дорожные знаки. Полезависимые водители осуществляли зрительный поиск интересующих их объектов дорожной обстановки, дольше удерживая взгляд на точке схода перспективы. Все вышеперечисленные недостатки способствуют росту аварийности в дорожной обстановке.

Но все эти рассуждения связаны скорее с личными психическими характеристиками водителей. Однако механизм перехода от бодрствования к засыпанию должен быть одинаков для всех человеческих существ. Просто он у разных психотипов по-разному запускается. В этом плане интересна теория токсинов. Некоторые ученые связывают процесс засыпания со стремлением мозга избавиться от токсинов, накопившихся в нем. Однако это характерно для сна после напряженного рабочего дня. А тут механизм удаления токсичных белков вновь начинает работать спустя некоторое время после пробуждения. Возможно, что монотонная работа просто усиливает в разы процесс накопления подобных токсинов.

Но нас интересует практический результат. Уже давно разработаны датчики, определяющие состояние организма и предупреждающие человека о наступлении состояния сна. Они активно и довольно давно применяются, например, на железнодорожном транспорте. Сейчас подобные системы антисна можно легко приобрести на рынке. Но самый лучший способ уберечься от аварий на дороге при таких условиях – остановиться на обочине и просто поспать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Урбанистическое бытие определяет не только сознание, но даже анатомию мозга

Андрей Ваганов

Хорошо, что дважды два по-прежнему четыре

0
7586
Как сосуществовать с собственным фантомом

Как сосуществовать с собственным фантомом

Олег Никифоров

Образы, созданные мозгом, могут изменить жизнь или создать параллельную

0
5931
Футбол оказался особенно травматичным видом спорта для женских нейронов

Футбол оказался особенно травматичным видом спорта для женских нейронов

Игорь Лалаянц

Мяч круглый, а голова не железная

0
11957
Что нужно знать о деменции и как позаботиться о своем мозге

Что нужно знать о деменции и как позаботиться о своем мозге

Кирилл Прощаев

Инвестируйте в когнитивный резерв

0
11309

Другие новости