0
9771
Газета Стиль жизни Печатная версия

05.10.2021 16:03:00

Большую синагогу заполнили великие образы

Новая еврейская художественная галерея создается в Калининграде

Виктор Шапиро

Об авторе: Виктор Константинович Шапиро – литератор, куратор культурных программ Новой Калининградской синагоги.

Тэги: синагога, марк шагал, калининград, кенигсберг, выставка, живопись


синагога, марк шагал, калининград, кенигсберг, выставка, живопись Все это – живое еврейское искусство, творимое в наших местах в наши дни.

«Даже в забытом Богом Калининграде, где, кроме военной команды, человеческого слова не услышишь, евреи меня спрашивали…» – так вспоминал писатель Григорий Канович о встрече с участниками калининградского общества еврейской культуры. С тех пор прошло более 30 лет, и можно с уверенностью сказать, что даже если Всевышний и хотел бы забыть о самом западном российском областном центре, то калининградские евреи не позволяют ему этого сделать. Три года назад здесь была открыта синагога – одна из самых больших в России, напоминающая по архитектурным очертаниям кенигсбергскую, разрушенную нацистами в «Хрустальную ночь» 9 ноября 1938 года. Новый еврейский дом молитвы расположился в самом привлекательном для туристов месте города – напротив Кенигсбергского кафедрального собора, у стен которого похоронен философ Иммануил Кант. Купол синагоги, увенчанный шестиконечной звездой, наряду с остроконечной крышей собора стал параллельной архитектурной доминантой исторического квартала. И теперь в Калининграде спрашивают евреев: что за необычное здание? Что происходит внутри?

Синагога – слово греческое, означает «сводящий в собрание», на иврите – бейт-кнессет, «дом собрания». В названии еврейского дома молитвы не содержится указания на его религиозное назначение. Во многих европейских городах синагога соединена с общинным центром – помещением для культурной, образовательной и социальной активности.

Надо честно сказать, что для удовлетворения чисто религиозных потребностей калининградских евреев здание синагоги великовато. Но замысел был – восстановить историческую справедливость, вернуть на свое место великолепное здание, уничтоженное нацистами. И все сходятся на том, что объект должен служить не только культовым, но и туристическим целям. Как и стоящий напротив исторический собор.

Но что могла предложить новая синагога калининградцам и гостям города? Осмотр расположенного под куполом молельного зала с рассказом о том, как молятся в синагоге и почему «здесь не в церкви»? Правда, такая программа напоминала бы продажу билетов «на ремонт провала» – в новом здании нет каких-либо исторических и культурных артефактов, которые было бы интересно рассматривать, зато есть большое пустующее пространство на втором этаже. В перспективе здесь появится интерактивная экспозиция, посвященная богатой событиями пятивековой местной еврейской истории, но это вопрос времени и денег. И вдруг само собой нашлось решение. Оказалось, что в «Богом забытом Калининграде» были и есть яркие еврейские художники, чьи картины могут достойно заполнить «провал» в синагоге, поддержать ее имидж центра еврейской жизни.

Израил Матвеевич Гершбург (1933–2018) принадлежал к числу мастеров, которых принято называть маститыми. Выпускник отделения скульптуры художественного училища им. П.П. Бенькова в Ташкенте и факультета скульптуры Художественного института Литвы в Вильнюсе, он 20 лет был главным художником города, воздвиг немало памятников героям войны и труда. В общей сложности Гершбург прожил в Калининграде полвека, но с небольшим перерывом. В 1992 году скептически относившийся к советской действительности художник переезжает в Израиль. Но на исторической родине его не оставил природный скептицизм, и семья Гершбургов вернулась в Калининград. Впечатления от жизни в Святой земле вдохновили художника на создание цикла картин, который на выставке в синагоге был назван «Израиль глазами Израила». С одной стороны, калининградского художника можно рассматривать как предтечу язвительной израильской художницы Зои Черкасской, но, с другой стороны, в его видении Израиль связан с высокими духовными сферами, как еврейский мир на полотнах Марка Шагала.

17-12-12480.jpg
Новая Калининградская синагога служит
не только культовым, но и туристическим
целям.  Фото автора
Ученица Израила Гершбурга Полина Чижевская – художник, выросший и сформировавшийся в Калининграде. При этом образы ее живописи и графики инспирированы впечатлениями от географических пространств, в которых творили близкие ей по духу и стилю Ван Гог, Кандинский, Сарьян, Шагал. Впечатления от городов и музеев мира воплотились на ее полотнах в ландшафтные и архитектурные пейзажи, мифологические и фантастические сюжеты. Но, растекаясь красками по безразмерному холсту, художнику трудно выйти из границ своего существа, уйти от места своей личности в культурно-исторических и бытовых координатах. Полина Чижевская происходит из традиционной семьи, корни которой в Украине, а ветви – во всех местах на земном шаре, где сегодня живут потомки героев Шолом-Алейхема и Бабеля: в Израиле, Германии, США и Канаде. Еврейская образность в изобразительном искусстве достигается двумя путями. Можно нарисовать общеизвестные символы – шестиконечную звезду или менору. А можно изображать окружающую реальность с «еврейским акцентом». Но для второго пути нужно быть евреем, чувствовать свою связь с прошлым, настоящим и будущим еврейского народа. На картинах Полины Чижевской – образы местечек и еврейских кварталов городов, библейских персонажей и современников. И все это – живое еврейское искусство, творимое в наших местах в наши дни. Именно поэтому следом за израильским циклом Израила Гершбурга в Новой Калининградской синагоге работала выставка его ученицы.

Третья выставка, развернутая этим летом в калининградской синагоге, провоцировала на дерзкое сравнение. Литографии Марка Шагала – иллюстрации к Библии – экспонировались наряду с живописными работами Израила Гершбурга и Полины Чижевской. Посетителям, не утруждавшимся чтением этикеток, приходилось иногда объяснять, что всемирно известному художнику принадлежат только графические листы, а близкие по стилистике картины написаны его калининградскими соплеменниками.

Выставка Шагала продолжалась в синагоге полтора месяца, но дух великого еврейского художника присутствует здесь постоянно – окна здания украшены витражами, сделанными по мотивам циклов «Сотворение мира» и «Двенадцать колен израилевых» архитектором здания Натальей Лоренс.

Сейчас в Новой Калининградской синагоге очередная выставка: литографии и офорты Анатолия Каплана, советского еврейского художника, выдающегося иллюстратора Шолом-Алейхема и Менделе Мойхер-Сфорима. В планах – библейские сюжеты Гюстава Доре и Сальвадора Дали. Так формируется коллекция, которая может составить Новую Еврейскую галерею в Новой Калининградской синагоге.

Калининград


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1597
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1551
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12530
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8786

Другие новости