0
6347
Газета Стиль жизни Печатная версия

01.09.2021 18:28:00

Английская школа. Нэнси Рейган или Йоко Оно?

Николай Носов

Об авторе: Николай Владимирович Носов – журналист, путешественник, член Русского географического общества.

Тэги: арбат, детство, воспоминания, элитная школа, английская спецшкола


арбат, детство, воспоминания, элитная школа, английская спецшкола 29-я спецшкола. Последний звонок. 1978. Фото из архива автора

Обитаемый остров

Мир начался с рояля в квартире Раевских, потом расширился до квартиры и переулка. Малый Могильцевский переулок действительно «малый»: домов немного. Напротив, в доме 3 – отделение милиции, ныне здание МЧС. В украшенном фривольными барельефами угловом до революции был доходный дом.

С возрастом границы расширились и достигли границ Садового кольца. С других сторон мою ойкумену ограничивали Кремль, Москва-река и проспект Калинина, ныне Новый Арбат. Этот новый мир требовал освоения, и я отправился в свои первые экспедиции. Шел по переулкам и рисовал карты. В то время работа совсем не простая: точные карты города были засекречены, а продававшиеся в магазинах бумажные – умышленно искажены.

В арбатской ойкумене были запретные зоны – территории посольств. Когда со школьной площадки через забор туда улетал футбольный мяч, то исчезал, как в черной дыре. Только однажды, когда с нами зашли поиграть несколько взрослых, удалось добиться выдачи мяча с территории иностранного государства. Мужчина пошел на переговоры и представился учителем физкультуры. Нам прочитали лекцию о недопустимости таких действий и выдали сразу кучу незаконно пересекших границу мячей.

Изучение Арбата поддерживал мой друг с пеленок Михаил Антропов, живший в соседнем двухэтажном доме. С детства дружили еще наши отцы. Мы спускались во все доступные ямы – чаще всего ведущие в подвалы снесенных дореволюционных особняков, искали переходы между домами на чердаках и крышах. Проводили и археологические исследования – тогда сносили много старых домов и мальчишки с удовольствием рылись в руинах, отыскивая старинные монеты. До сих пор где-то валяется полушка Петра Первого, найденная при сносе старого дома на Арбате.

Экспериментировали с пиротехникой – собирали не до конца сгоревшие ракеты от праздничных салютов на Смоленской площади и поджигали самодельные бомбочки из найденных боеприпасов. Несмотря на крайне небезопасные по нашим временам развлечения, никто не пострадал. Правда, Михаил немного полежал в больнице с подозрением на перелом позвоночника, провалившись на крыше соседнего дома.

Тогда же сделал первые шаги в журналистике – мы с Михаилом выпустили несколько номеров рисованного детского журнала. И первые шаги в ИТ – собрал свой первый ламповый приемник в радиокружке Центрального дома ученых.

Элитная школа

Наша 29-я английская школа, находящаяся недалеко от метро «Кропоткинская», cчиталась элитной. В военные годы была артиллерийской: ее окончили три генерала. Посещали дети дипломатов – классом младше нас проходила обучение дочь Аркадия Шевченко, в 1978 году сбежавшего на Запад представителя СССР при ООН. Помню, какой переполох вызвало это известие в школе, когда новость о перебежчике передал «Голос Америки». Во время визита действующего президента США Рональда Рейгана в Москву 29-ю школу посетила его супруга Нэнси Рейган. Из других известных персон – в школу заглянула во время визита в нашу страну жена Леннона Йоко Оно.

На английском языке шли только уроки английского, зато каждый день. Запомнилась учительница из США, которая целую четверть вела уроки англо-американской литературы. Из американских писателей, попавших в школьную программу, она знала только Хемингуэя, так что подробно на уроках разбирали его роман «Прощай, оружие!».

Отличные учителя, богатые традиции. В нашей школе иногда учились дети из иностранных посольств – классом младше два мальчика и девочка из Эфиопии, в наш класс ходили дочки американских дипломатов. Хорошая прививка от ксенофобии: никто не страдал от расовых или национальных предрассудков.

Проживающих в соседних домах было немного. Старостой класса была Лена Бегак. Ее дядя Дмитрий Бегак, солист балета Большого театра, получил квартиру недалеко от нашего дома, и матери подружились, катая на прогулках наши коляски. Сейчас она учительница английского в одной из московских школ. В трехкомнатной квартире на Метростроевской (сейчас Остоженке) улице жил Артем Гайдук, внук детского поэта и первого мужа Агнии Барто – Павла Барто. Артем лучше всех играл в футбол и побеждал на московских олимпиадах по английскому. После окончания филфака МГУ принял сан и теперь отец Артемий Владимиров имеет свой приход в Сокольниках.

33-16-1480.jpg
Здание английской спецшколы № 29. 
Фото автора
Иногда собирались в квартире жившего недалеко от школы на пересечении Староконюшенного переулка и Сивцева Вражка Алексея Ботярова, разрабатывающего теперь базы данных в Колорадо. Его отец, композитор Евгений Ботяров, написал музыку к документальному фильму «Великая Отечественная» («Неизвестная война», 1978) и множеству мультфильмов.

Интереснейшие выставки проходили в Пушкинском музее. За билетами выстраивались многочасовые очереди. Нам было проще: в музее работала мама нашего одноклассника Сергея Лосева – доктор искусствоведения, специалист по культурам Древнего Египта и Урарту Светлана Ходжаш. Она часто организовывала посещение выставок всем классом. С тех пор осталась любовь к живописи, причем у некоторых интерес перерос в профессию – Сергей не только стал известным переводчиком искусствоведческой литературы, но и написал серию картин, посвященных балету.

Бывало всякое, и не все дожили до выпускного вечера. Помню, как плакал прошедший всю войну военрук Ефим Ильич Левит, когда объявлял о смерти нашей одноклассницы Леси Ким. Восьмиклассницу зарубили топором прямо в ее квартире в доме у магазина «1000 мелочей» на площади Гагарина. В девятом классе покончил с собой Виктор Свирида. Причины неизвестны, знаю, что перед смертью он прочитал «Джуда Незаметного» – последнюю книгу Томаса Харди, худший вариант для чтения в состоянии депрессии. Допросы в уголовном розыске, жуткие похороны, на мать самоубийцы было страшно смотреть.

Судьба разбросала одноклассников по всему свету. Кто в Австралии, кто в Финляндии, кто в Таиланде. Несколько человек в США, где живет и Анна Вронская, любимая муза Андрея Вознесенского, мать дочери, которую признавал поэт. Вспоминаю об Ане, когда смотрю фильм о непростых семейных отношениях «Осенний марафон», – ее отец был оператором картины. Прославился на весь мир комсорг школы Валерий Натаров, ставший во время учебы в Японии первым иностранцем – чемпионом Японии по карате. Обладатель черных поясов по трем видам написал отличную книгу «Осс!», ставшую культовой у каратистов.

В параллельном классе училась Катя Васильева, дочь Жанны Прохоренко – звезды фильма «Баллада о солдате». Катя тоже стала актрисой, сыграла школьницу Алену в мелодраме «Вам и не снилось» и учительницу в фильме «Гостья из будущего». Ее последняя работа – тетка в сериале «Эпидемия» (2019). Семейную традицию продолжила дочь, Марьяна Спивак, сыгравшая главную роль в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (2017). Но все же самой большой известности достиг хорошо учившийся в параллельном классе Боря Титов – кандидат в президенты РФ, руководитель партии, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей и просто миллиардер.

… В 1976 году отец получил квартиру в новом доме рядом с Московским институтом нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, где работал старшим преподавателем, и мы переехали с Арбата. После окончания школы практически перестал там бывать. Но каждый раз, когда попадаю в арбатские переулки, накатывает щемящая ностальгия по старой, безвозвратно ушедшей Москве, по детству, когда эти маленькие дворы казались огромными, по временам, когда еще был жив Булат Окуджава, певший немного грустные и такие пронзительные песни:

От любови твоей вовсе

не излечишься,

сорок тысяч других мостовых

любя.

Ах, Арбат, мой Арбат,

ты – мое отечество,

никогда до конца не пройти

тебя. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пойдем отсюда, сынок

Пойдем отсюда, сынок

Кирилл Плетнер

Рассказ о гордой и стремительной маме и директрисе, похожей на инопланетянина

0
1591
Оберегаем самое хрупкое

Оберегаем самое хрупкое

Светлана Хромова

У Анны Маркиной есть страницы, где текст, словно забыв, что должен быть прозой, становится чистой поэзией

0
1504
28 минут между Нижним и Казанью

28 минут между Нижним и Казанью

Ольга Рычкова

На Южном речном вокзале Москвы состоялась презентация книги Алексея Иванова «Речфлот»

0
442
Килограмм памяти

Килограмм памяти

Галина Щербова

Подвиг не может быть неинтересен

0
4125

Другие новости