0
8069
Газета Стиль жизни Печатная версия

26.08.2021 18:26:00

Христос, Будда и гороскоп. Во что верит современный россиянин

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.

Тэги: россияне, религия, вера, бог, душа, христос, будда, гороскоп


россияне, религия, вера, бог, душа, христос, будда, гороскоп По данным РАН, обряд крещения прошли 79% россиян. Фото PhotoXPress.ru

Раньше расстреливали за веру, теперь могут посадить на три года за атеизм, точнее – «оскорбление чувств верующих». Советский Союз считал себя самой атеистической, а значит, самой продвинутой в его понимании страной. Российская власть тоже считает свою страну самой правильной, но в ее понимании это, напротив, религиозная консервативность и тяга к «духовным скрепам».

А как же на самом деле? Что реально думают современные россияне о Боге, душе, жизни после смерти, религии и околосмертном опыте?

По данным РАН, обряд крещения прошли 79% россиян. Ходят в церковь хотя бы раз в неделю – 2%. Что же, мы – страна номинальных христиан, которые на самом деле атеисты-материалисты?

Все сложнее. На бытовом уровне большинство россиян действительно люди светские. При этом, по данным интернет-опросов, в глубине души 59% россиян верят в Бога. Официальные цифры еще выше: 77% россиян так или иначе верят в Бога, 14% не верят, 6% колеблются между верой и атеизмом, 1% исповедуют буддизм – религию без Бога.

Богом, Богом-сыном или Богочеловеком считают Иисуса Христа 38% россиян. 26% считают его пророком, философом, исторической личностью – но не Богом. И 31% считают, что его вообще не было. 32% россиян верят в то, что Иисус Христос в прямом, биологическом смысле слова воскрес из мертвых. 52% в это не верят.

Получается любопытный парадокс. Большинство россиян верят в Бога, но при этом не считают Богом Иисуса Христа и не верят в его воскресение. Фактически это иудейская, а не христианская позиция.

В интернет-опросах 62% россиян верят в бессмертие души, 19% не верят, 19% затрудняются ответить. При прочих равных условиях 38% жителей нашей страны приятнее, интереснее, легче общаться с людьми светскими, почти никто не выбрал вариант «с религиозными», и для 50% это не имеет значения.

Впрочем, очень религиозные люди и сами предпочитают дружить, общаться, вступать в брак с себе подобными, с людьми из своей общины. Религиозность, по мнению подавляющего большинства россиян, не делает человека ни лучше, ни хуже, ни нравственнее, ни безнравственнее. Но очевидно, что сознание и мышление повышенная религиозность сильно форматирует.

185-8-2480.jpg
К гороскопам наши сограждане относятся
скорее положительно. 
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
С момента выхода книги «Жизнь после жизни» американского психолога и врача Рэймонда Моуди в 1976 году не утихают споры о том, как толковать свидетельства людей, переживших клиническую смерть. Когда человек полностью выключился из реального мира и «улетел в туннель», «общался с существом из света» и т.д., это легко списать на галлюцинации, что многие врачи успешно и делают: мол, ухудшилось кровоснабжение сетчатки глаза – вот вам и «туннель». Но как быть с историями, когда человек, придя в себя, правильно воспроизводит события, происходившие, пока он был в клинической смерти, без сознания, с практически отключенным мозгом и, конечно, закрытыми глазами? Например, он просит медика вернуть ему вставную челюсть и говорит, в какую тумбочку ее положили, пока он был в клинической смерти. «Откуда вы знаете?!» – поражается врач. «Я видел все из-под потолка», – отвечает он.

И это лишь один из таких примеров. За все годы их накопилось гораздо больше.

«От изучения таких фактов официальная наука старается воздерживаться, мотивируя это тем, что поставить нормальный опыт по клинической смерти невозможно, – говорит Андрей Каплевский, выпускник биофака МГУ, преподаватель биологии. – Вообще современная наука охватывает далеко не все явления мира, а лишь те, в отношении которых может провести полноценное исследование». Мол, о чем невозможно говорить, следует молчать, как сказал известный философ Людвиг Витгенштейн. И плевать, что молчать приходится о самом важном вопросе бытия.

Многие врачи просто не верят в такие истории, называя их «сказочками». Они добавляют, что далеко не все из тех, кто был без сознания или в клинической смерти, вообще хоть что-то потом рассказывают. Многие говорят, что не видели ничего, что время просто пропало, сжавшись до нуля. У других были галлюцинации или сны, тесно связанные с земной жизнью. Так, известный израильский гроссмейстер Лев Псахис, которого случайно заразили гепатитом в советской больнице при переливании крови и которого через много лет чудом спасли от смерти в Израиле (шанс выжить был всего 2%), долго находясь без сознания, «играл в шахматы» с Михаилом Саакашвили. Почему ему это привиделось?

185-8-3480.jpg
Если человек точно описывает происходившее
вокруг него, пока он был в клинической
смерти, – как это объяснить? 
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Потому что он профессиональный шахматист и интересуется политикой.

А что думают об историях, когда человек правильно описывает то, что было вокруг него, пока он был в клинической смерти, наши россияне? Интернет-опросы дают следующий расклад. Для 47% людей это доказательство выхода души из тела. Для 18% – галлюцинации, которые ничего не доказывают. 3% просто не верят в эти свидетельства. Мол, это невозможно, поскольку души нет и не может быть. И 32% затрудняются ответить.

К гороскопам наши сограждане относятся скорее положительно. 40% верят только в характеристику знаков, полностью или отчасти. Скептики объясняют определенные совпадения в описании знаков с их представителями тем, что каждому знаку приписывается достаточно много разных качеств, и по теории вероятности хоть что-то из этого окажется правдой в отношении каждого представителя. За эти совпадения при желании можно ухватиться, забыв о несовпадениях, и сделать вывод, что гороскопы правильно описывают людей.

12% верят и в прогнозы, и в характеристику знаков, полностью или отчасти. Веру в прогнозы психологи объясняют тем, что в мире есть неуверенные в себе люди. Им нужен какой-то авторитет, который подскажет, как действовать в тот или иной день. 4% верят только в прогнозы. А 30% не верят в гороскопы вообще.

Многие ученые связывают веру в сверхъестественное с магическим сознанием, а его, в свою очередь, с низким образовательным уровнем и общей примитивностью. Но можно ли назвать примитивным быдлом, к примеру, Габриэля Гарсию Маркеса – мирового классика магического реализма? Можно ли обвинить в малообразованности и тупости Михаила Булгакова – хорошего врача и автора всенародно любимого романа «Мастера и Маргарита», где полно всевозможной мистики и сверхъестественных событий?..

Моя позиция проста. Если вера (в Бога, в бессмертие души, в мистику – во что угодно) делает вас лучше – будьте верующим. Если атеизм (материализм, рационализм, преклонение перед наукой) делает вас лучше – будьте атеистом.

Итак, средний россиянин в церковь особо не ходит, ведет светский образ жизни, но при этом верит и в Бога, и в бессмертие души. К повышенно религиозным людям относится со смесью терпимости и настороженности, считает, что религиозность и нравственность никак не связаны.

Интересно, кстати, что большинство россиян (57%) верят и в переселение душ, и в прошлые жизни, что характерно для буддизма, но никак не для христианства.

Глобализация в действии!.. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
693
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1776
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
2260
В день Семистрельной и Страстной

В день Семистрельной и Страстной

Борис Колымагин

Валентин Дронов пишет здесь и сейчас, но так, как говорили в 1980-х

0
5599

Другие новости