0
5043
Газета Стиль жизни Печатная версия

22.07.2021 19:44:00

Байкал: все плавают, но не все доплывают

Случайно встреченный человек может спасти твою жизнь

Владимир Захарин

Об авторе: Владимир Георгиевич Захарин – заместитель ответственного секретаря «Независимой газеты».

Тэги: байкал, туристические маршруты


байкал, туристические маршруты Как же все это уместить в лодку?

Двадцать лет назад мне впервые довелось побывать на Байкале. Я присоединился к небольшой компании, руководитель которой решил провести нас по старому советскому туристическому маршруту.

155-8-2480.jpg
Постепенно приходит осознание
 бренности бытия.
Метеостанция Узуры на севере острова Ольхон стала нашим перевалочным пунктом. После пешего перехода мы по плану должны были сесть на какой-нибудь кораблик и переплыть на восточный берег Байкала. Выражение «какой-нибудь» означало, что нас никто там не ждет. Как мы и подозревали, кораблика не оказалось. Зато наш предводитель Сергей договорился с местными рыбаками, что те перевезут группу на моторках.

Утром в бухте стояли две небольшие потрепанные посудины. В каждую сели по три туриста с рюкзаками. Погрузили канистры с горючим. Бензина взяли в обрез, как раз дойти по прямой до поселка Турка, километров 35–40. Только там можно заправиться на обратную дорогу. Но если мы отклонимся от курса, горючего может и не хватить. Что делать, если бензин закончится в 500 метрах от берега? А если что с какой лодкой случится? Никаких средств спасения у нас нет. Вода холодная. Восьмерых человек другая моторка не выдержит. Мыслей много разных, но все они... теоретические.Начальник метеостанции Юра подливал масла в огонь, иногда выходя на улицу с озабоченным видом и бормоча «Что-то мне эта погода не нравится». Не всем девушкам эти откровения были по душе. Приходилось успокаивать их своим беззаботным видом и веселым взглядом.

155-8-3480.jpg
«А в глазах страх с тоской
 в чехарду играют».
Расселись по лодкам. Наша красная казалась побывавшей в большем количестве передряг, чем соседняя серая. Однако именно у красной мотор работал безукоризненно. Мы сразу стартовали и взяли курс в открытый океан. По крайней мере другого берега не было видно.

Восточный берег Ольхона высокий и крутой. Неподалеку самая глубокая точка Байкала. Эти скалы до поры до времени загораживали нас от ветра. Несколько раз мы останавливались и поджидали вторую лодку, ее мотор еле работал, и его постоянно пытались ремонтировать.Я никогда не видел, чтобы так долго заводили моторку. Моторист наматывал тросик на вал и резко дергал. И так... раз восемьдесят подряд! Наконец мотор заводился, лодка проходила пару сотен метров и снова вставала. Все повторялось.

155-8-5480.jpg
Метеостанция Узуры.
Тем временем мы вышли из-под защиты высокого берега. А тут... Даже мне, с моим малым опытом хождения под парусом, было понятно, что с такими волнами и ветром нам не сладить. По гребням волн бегали барашки. И это в пяти километрах от берега! Что же там, впереди? Даже если удастся пересечь озеро без приключений, бензина на преодоление трудностей истратим больше, чем нужно. А это значит, что он закончится задолго до берега.Не все из нас обладали достаточно безрассудным характером, чтобы флегматично отнестись к перспективе быть упокоенными в самом чистом озере мира, причем в районе наибольших его глубин. Забавно, но не более того.

Наконец серая лодка, еле-еле тарахтя, вновь догнала нас, стоячих и раскачивающихся на пологих волнах. Плыть вперед казалось неразумным, но и трусом никто не хотел выглядеть. Компромисс был найден: возвращаемся в Узуры, чиним мотор, а плывем уже завтра. Кое-кто, правда, твердо решил: куда угодно, как угодно, но в эту лодку ни ногой!

155-8-4480.jpg
На красной лодке мотор
работал замечательно.
Моторки пошли на разворот. Настроение у всех тут же исправилось. Даже какие-то капли на лицах моментально высохли. Пожалуй, что под изменившимся ветром. Стоит отметить, что к берегу серая посудина шла весьма ходко, мотор совсем не сбоил.

Мы с облегчением шагнули на твердую почву. Жена начальника метеостанции, встретив нас, обрадованно заявила: «Ну и слава богу, что вернулись. Это я вас не пустила. Смотрите, какая там черная полоса впереди!..»

Рыбаки разобрали мотор, а мы занялись личными делами. Я поднялся на ближнюю горку, как раз распогодилось, и виды оттуда были чудесными.

Вечером в бухту зашла лодка с приветливым дядечкой Борисом Алексеевичем. Он, как оказалось, сам из Москвы, но уже много лет живет на Байкале. Рассказал нам много интересного: об истории Сибири, о людях здешних, обычаях. Говорил увлеченно, азартно, мы так же увлеченно его слушали, задавали вопросы. А потом он узнал о нашем сегодняшнем предприятии... В общем, назвал его сумасшествием, сказав, что шансов добраться до того берега у нас даже с исправной лодкой было 50%.
 

155-8-6480.jpg
Борис Алексеевич.  Фото автора
– Так нам же сказали, что тут плавают...

– Конечно, плавают, но не все доплывают.

Планы на завтра поменяли без лишних споров.

Кстати, Байкал мы все-таки пересекли. Но это уже совсем другая история. 











Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эн+ распутывает байкальские сети

Эн+ распутывает байкальские сети

Василий Столбунов

Завершилась очередная экспедиция по очистке озера от мусора

0
7648
Эн+ дала старт новой акции по очистке Байкала

Эн+ дала старт новой акции по очистке Байкала

Василий Столбунов

0
6045

Другие новости