Falernum в глиняных амфорах выдерживали более 10 лет и отправляли во многие провинции Древнего Рима. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
В южной части Апеннинского полуострова, на побережье Тирренского моря находится интереснейший регион – Кампания. На первый взгляд не настолько знакомый, как Тоскана или Сицилия, но и не сказать, что совсем terra incognita даже для тех, кто там никогда не был.
Любители истории сразу вспомнят древний город Помпеи, заживо погребенный под тоннами пепла во время сильнейшего извержения вулкана Везувия в 79 году н.э., а ныне при раскопках постоянно являющий историкам и туристам новые и новые находки. Любители безмятежного пляжного отдыха не забудут приморские Сорренто, Салерно, Амальфи и красивейшие острова – Капри и Искья. Ну а у поклонников урбанистической культуры навсегда останется в памяти дикая энергетика и эклектика крупнейшего города региона – Неаполя, его столицы и третьего по величине после Рима и Милана мегаполиса Италии.
Знатокам же этот регион может предложить великолепные вина из уникальных местных сортов винограда, многие из которых входят в списки топ-30 лучших красных и белых вин страны. Красный сорт Aglianico («альянико»), вина из которого заслуженно называют «Бароло» юга», сравнивая с великим красным Пьемонта; аристократические белые – Fiano («фиано»), Greco («греко») и Falanghina («фалангина»), из сортов которых вина могут жить и благородно развиваться в бутылке на протяжении долгих лет, что свойственно небольшому числу белых вин.
Рассказ о виноделии этого региона есть рассказ об истории этих земель. Важнейшие исторические события на территории Кампании начали происходить еще во времена древних греков, которые поселились на этих солнечных берегах 3000 лет назад, а в конце VIII века до н.э. основали город Партеноп, ставший одной из столиц Великой Греции (Magna Graecia), который в V веке до н.э. был перестроен и переименован в Неаполис, «Новый Город» – ныне известный нам Неаполь.
Помимо гуманитарных знаний, греки принесли с собой и давние сельскохозяйственные традиции, а виноделие было дополнено привезенными с собой греческими сортами. Огромные виноградные территории всего юга нынешней Италии были названы греками Энотрия. К концу IV века до н.э. уже молодая и растущая Римская Республика стала проявлять интерес к этим богатым и плодородным местам, которые также имели важный стратегический ресурс – воду. Еще бы - огромные зеленые территории, находящиеся с одной стороны совсем недалеко от побережья – всего в 40–50 км, с другой – на горных склонах с приличной высотой 400–800 м над уровнем моря. Где количество осадков было настолько значительно, что эти земли долгое время исполняли роль водного резервуара аж до самого Рима и юга Апулии, что находится на шпильке итальянского «сапожка».
С III века до н.э. после ряда победоносных войн Рим полностью управляет этим регионом, и он становится одной из самых богатых и плодородных провинций республики на всем Средиземноморье. На рубеже II и I веков до н.э. Кампания превращается в известнейшее направление отдыха для аристократических семей Рима, а выходящим на пенсию солдатам римских легионов здесь дарят земли для поселения и ведения хозяйства. Давние же винодельческие традиции и опыт рождают одно из известнейших престижных вин того времени – Falernum («Фалернум»). Недавно найденный при раскопках Помпей прейскурант указывал четырехкратную разницу в ценах вин Falernum с винами остальных земель. Виноградники находились на склонах горы Массико, что на самой границе с регионом Лацио, а вино имело три категории цены и качества, похожие на сегодняшние вина Premier Cru и Grand Cru. Falernum Faustianum – самое престижное и востребованное вино со склонов, расположенных на средней высоте этих холмов, Falernum Caucinum – второй уровень вин с самых высоких участков, и просто Falernum – базовые вина – с виноградников на подножиях холмов.
Представитель династии Mastroberardino Пьер с красным вином Villa dei Misteri из ягод, выращенных на месте виноградников древних Помпей. Фото Reuters |
Как и многие вина того времени, Falernum были сильноалкогольными, и, как писал Плиний Старший, Falernum Faustianum могло легко воспламениться, если приблизить его к пламени. Для смягчения и продления жизни этих вин добавлялись мед, специи, смолы и даже морская вода, а при употреблении они разводились питьевой водой. Falernum долго выдерживались в амфорах, часто больше 10 лет, а также имели три стиля: крепкий и менее сладкий – Austerum, сладкий – Duce и легкий – Tenue.
В истории даже осталось упоминание названия и года (121 до н.э.) лучшего винтажа Falernum – Opinian, названного в честь тогдашнего консула Луция Опимия. Столы императоров Римской империи принимали вина других мест Кампании, в частности со склонов Везувия.
Тут я позволю себе нарушить хронологию рассказа и перенестись в наши дни, чтобы упомянуть невероятный винодельческий проект, который организовала самая известная культовая историческая винодельня региона – Mastroberardino. Антонио Мастроберардино – общепризнанный отец современного виноделия региона, спасший многие практически утерянные сорта, это с его именем связано превращение отсталого региона в развивающийся и современный. В качестве признания заслуг перед итальянским виноделием в 1996 году Управление памятниками археологической зоны Помпеи под патронажем Управления делами президента Италии дало компании Mastroberardino разрешение на устройство участков местных сортов в пределах археологической зоны города Помпеи.
В 2001 году с виноградников древнего города было выпущен первый урожай вина, названного Villa dei Misteri, которое в количестве 1721 бутылки было продано с аукциона.
Римская же империя прошла все свои этапы истории – от расцвета до падения, после чего регион переходил из рук в руки. Византийская империя «передала» его в руки северян – ломбардов и норманнов, после немецких императоров Священной Римской империи тут правили французский Анжуйский дом и испанские династии Арогонов и Бурбонов. Благодаря последним в 1839 году тут появилась идущая от Неаполя первая в Италии железная дорога, впоследствии позволившая доставлять вино с холмов к морским портам, что дало возможность местной винной индустрии на какое-то время стать очень заметной. Большое количество балка из местного «альянико» помогло Северной Италии и Франции конца XIX – начала XX века пережить борьбу с филлоксерой, массово уничтожавшей европейские виноградники.
В 1861 году регион вошел в состав Королевства Италия, после превратившегося в современную Итальянскую Республику, но это политическое и экономическое событие не очень помогло Кампании – как, впрочем, и всему югу Италии.
Сельское хозяйство и местное виноделие не могли противостоять ни бедности местного населения и его массовой эмиграции, ни близорукости местных властей, которые пытались решить проблемы в два хода, сделав ставку на легковозделываемые и продуктивные «чужие» сорта винограда – естественно, не ради качественного вина, а для большего объема балка. Огромные территории были засажены пьемонтской Barbera и тосканским Sangiovese, которые до сих пор занимают второе и третье места по площади посадок среди красных сортов региона после Aglianico, а у белых сразу за лидером, местной Falanghina, идет банальная Malvasia Bianca di Candia – перевезенная из Лацио. Становится понятно, в какой пропасти еще недавно находилось местное виноделие.
А вот как оно совершило свой невероятный рывок в списки лучших вин страны и из чего состоит современное виноделие региона – это уже тема для другого рассказа.
комментарии(0)