0
5468
Газета Стиль жизни Печатная версия

28.06.2021 17:34:00

Офисный планктон чувствует себя лучше в закрытых пространствах

Открытый воздух

Тэги: офис, офисный кабинет, свобода, открытое пространство, личное пространство, офисный планктон, опрос


офис, офисный кабинет, свобода, открытое пространство, личное пространство, офисный планктон, опрос Миллениалам и зумерам везде хорошо – и в закрытом, и в открытом пространстве. Фото Pexels

«…И свобода вас примет радостно у входа» – известная со школьных (советских школьных, как сейчас – не знаю) лет пушкинская строчка, если ее прочитать вне контекста, буквально, сегодня может приобрести веер новых смыслов. Например, какая свобода может встретить нас у входа в служебный кабинет? И вообще: нужна ли нам свобода в офисе? Исследовательский центр портала SuperJob.ru провел любопытное исследование на эту тему.

Оказывается, практически каждый второй россиянин (45%), работающий в офисе, считает, что лучше всего иметь рабочее место в кабинете. Среди офисных сотрудников в возрасте от 45 лет такого мнения придерживаются более половины респондентов (54%). Можно было бы подумать, что среди сторонников работы в уютных кабинетах преобладают женщины. Они и преобладают, но почти на уровне статистической ошибки. Гендерное равенство в этом вопросе почти идеальное: 47% женщин и 42% респондентам мужского пола комфортнее работается в закрытом офисном пространстве.

И это при всей любви и привычки русских к «русскому полю»; при том, что именно «в степи глухой умирал ямщик»... Или, как у Есенина: «Не видать конца и края –/ Только синь сосет глаза». Стремление (мечта) овладеть Космосом (пространством) и Хроносом (потоком времени, самой историей) – это онтологическая черта людей, подпавших под влияние этого исполинского поля пологого рельефа, необозримых, плавно перетекающих одна в другую равнин – Русской, Туранской, Западно-Сибирской... Каноническая формула этой идеи запечатлена в известном «Марше авиаторов» (1923): «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью,/ Преодолеть пространство и простор…»

И вдруг у этого народа – такая любовь к офисным «сотам»! Откуда? И тут интересно посмотреть на возрастной состав приверженцев open space. Открытое пространство для работы предпочитают лишь 13% россиян. Наиболее комфортно чувствует себя в open space молодежь 18–24 лет (15%). Совершенно безразлично, работать ли в кабинете или в системе открытого пространства, каждому четвертому российскому офисному работнику (26%). Среди молодежи до 24 лет (поколение Z и миллениалы) эта доля составляет 44%. Не знает, где лучше, каждый шестой из популяции офисного планктона (16%).

Одна из возможных причин такой статистики – в России память о коммунальных квартирах, когда все на виду, как в open space, по-видимому, застряла у бумеров (57–64 лет) и людей поколения Х (38–56 лет) на генетическом уровне. На уровне мозжечка. Отсюда и предпочтение отдельным квартирам, то есть офисным кабинетам. В open space – никакого личного пространства. А вместе с этим исчезает, элиминируется, загоняется в подполье, например, такой традиционный российский феномен, как служебный роман. А между тем, как утверждает всезнающий ВЦИОМ, заводить романтические знакомства 30% россиян предпочитают на работе.

А вот у миллениалов (возраст 23–37) и у поколения Z (16–23) это уже не работает. Неактуально. «Свобода!» – начертано на их знаменах. Свобода во всем: выбора, передвижения, самовыражения, потребления информации и т.д.

Кстати, по поводу потребления информации. Вот результаты исследования компании Global Web Index о влиянии коронавируса на рядовых американцев. Аналитики компании выяснили, какие медиаплатформы предпочитают разные поколенческие группы в США.

133-8-3480.jpg
Поколение российских бумеров не променяет
отдельный кабинет на призрачную свободу! 
Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Зумеры (поколение Z): онлайн-видео (51%), онлайн-ТВ/видеостриминг (38%), видеоигры (31%), книги и подкасты (18 и 11% соответственно).

Миллениалы: онлайн-видео (44%), онлайн-ТВ/видеостриминг (41%), онлайн-СМИ (36%), книги и подкасты (по 20%).

Поколение X: эфирное телевидение (45%), радио и онлайн-ТВ/видеостриминг (по 38%), книги и подкасты (21 и 10%).

Бумеры: эфирное телевидение (42%), ничего из предложенного (24%), онлайн-ТВ/видеостриминг (21%), книги и подкасты (13 и 4%).

Российские зумеры и миллениалы, наоборот, кажется, несколько подустали от сетевой формы жизни во время коронавирусных ограничений. По крайней мере об этом свидетельствуют итоги опроса, проведенного АНО «Россия – страна возможностей» и ГК «ЭФКО» среди студентов российских вузов. Большая часть (43%) опрошенных признались в отрицательном влиянии пандемии на учебу. Респонденты отмечали, что им не хватало очных дискуссий с преподавателями и одногруппниками (60%), было сложно сосредоточиться на дистанционном обучении (44%) и учиться в домашней обстановке в целом (43%). У трети студентов не хватало мотивации учиться, у них стал также более напряженным график учебы. Каждый четвертый опрошенный студент стал реже посещать занятия в онлайн-формате и стал больше уставать от учебы.

В общем, душа просит «франкмасонства открытого воздуха», как выразился еще в конце XIX века один француз на митинге велосипедистов в Бордо…

Но кому-то надо работать и в офисах! И вот что удивительно: тяга российского офисного планктона к отдельным кабинетам, игнорирование такого прекрасного и вольного open space, оказывается, может иметь и некоторые позитивные последствия для экономики. Открытые офисные помещения, как выяснили социологи и психологи (западные!), наносят ущерб продуктивности работников. Исследования показали, что у людей, работающих в open space, редко возникает желание искать творческие способы решения рабочих задач и в целом снижено чувство удовлетворенности от работы.

Между тем во многих западных фирмах, работающих в России, вообще не существует понятия личного пространства. Надо тебе поработать в офисе – заранее закажи себе стол с компьютером. Служба HR подберет и зарезервирует для тебя свободный. А может, проще – и эффективнее! – было бы поделить этот open space хотя бы перегородочками или ширмами на крайний случай. В России это до сих пор любят… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
4215
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
4898
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5656
В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

В Берлине началась охота на "Альтернативу для Германии"

Олег Никифоров

Правых популистов хотят убрать с политической сцены ФРГ

0
4018

Другие новости