Масштабное мероприятие без телевизионной трансляции невозможно. Фото Pixabay
Каждое происходящее крупное событие в стране оставляет свой видеослед. Масштабное мероприятие без телевизионной трансляции или записи невозможно. А делаются они телеоператорами, и, выходит, именно их глазами смотрят миллионы людей на Парад Победы или инаугурацию президента.
К примеру, над съемками грандиозного праздника Парада Победы трудятся около 100 операторов. Как правило, это хорошо сработанная команда лучших специалистов своего дела, собранная оператором-постановщиком. Режиссер мероприятия ставит глобальную задачу, а оператор-постановщик распределяет отдельные роли. Никакой кастинг не проводится – состав команды складывается каким-то «магическим» образом, и попасть в нее не так-то просто.
Все операторы на площадке общаются друг с другом, используя специальные наушники и микрофоны, слыша команды режиссера и ответы товарищей. Если возникают какие-то внештатные ситуации, можно попросить коллегу подстраховать тебя или убрать кого-то из кадра.
Съемки подобных масштабных проектов делятся на два типа. Первый тип – прямой эфир, когда есть общий сценарий, а дальше оператор-постановщик ориентируется на месте и распоряжается, какие кадры снимать. Второй тип – когда съемка полностью продумывается заранее. В этом случае операторы получают специальную партитуру, а съемки репетируются. Например, перед инаугурацией президента мы в течение пяти дней ездили в Кремль на репетицию со статистами: процесс был расписан по секундам. В этом случае наша операторская работа походила на игру симфонического оркестра: каждая камера вступала в определенный момент. (Парад Победы репетируется с операторами, как правило, всего два дня.)
Именно от мастерства оператора, от ракурса съемки или угла объектива зависит, что будет не только видеть, но и чувствовать зритель. Приемов эмоционального воздействия множество. Например, можно просто снять общим планом проезд боевой техники, и зритель не почувствует ничего особенного. Но телевидение – это же про людей. Поэтому лучше показать машины «через ветерана» – техника будет ехать вдали, на заднем плане, а взгляд будет сфокусирован на человеке, прошедшем войну, видевшем эти машины в бою. Такое зацепит, а то и останется в сердце зрителя.
Безусловно, за последние годы манера подачи мероприятий на телевидении изменилась. Бывает, даже TikTok или Instagram диктуют свои правила и приемы. Например, уже стало нормой использовать автороботов – машинки на пультах управления с камерами на них. Причем задействуют их даже на Параде Победы. Очень часто, когда нет возможности разместить полноразмерную аппаратуру, в ход идут компактные камеры Go-pro, которые можно прикрепить под гусеницу танка или на крыле самолета.
Зачастую операторам приходится работать в неординарных и экстремальных условиях. Фото с сайта www.nara.getarchive.net |
В другом проекте нужно было снять циркача, летевшего под вертолетом, уцепившись зубами за веревочную лестницу, – я снимал его, свесившись с другого вертолета. Я не циркач и не летчик, и на высоте, как и у большинства людей, у меня начинают дрожать колени. Но когда включаешь камеру, забываешь о чувстве самосохранения – важно только сделать хороший материал, схватить крутые кадры, передать то, что видишь сам. Иногда приходится и вовсе выступать в роли операторского «спецназа» и действовать по своим чувствам и ощущениям, автономно от режиссера и коллег, не имея с ними связи.
Операторство – это самая интересная работа на свете, потому что можно побывать там, где вообще никто не может побывать. Например, на Параде Победы я несколько лет подряд в полном обмундировании танкиста ездил на танке по Красной площади и снимал кадры из люка, где обычно помещается командир танка. У зрителей создавалось ощущение, будто бы они сами едут на этом танке.
Стать «спецназовцем» могут доверить лишь тому оператору, который обладает инженерными навыками и может полностью обслужить камеру, ведь обычно за всю техническую работу отвечают специальные люди – «инженеры», которые настраивают аппаратуру, меняют оптику и т.д.
В последние годы стало нормой использовать автороботов – машинки на пультах управления с камерами на них. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru |
Мандраж начинается со стартом движения и выстраивания в колонну возле памятника маршалу Жукову. Переживаешь за все: чтобы батарейка не села, чтобы сигнал приходил стабильно по радиоканалу, чтобы не свалиться с башни во время съемки… Каждое движение танка – очень резкое и дерганное, это только на видео кажется, что они плавно катятся. На горке у Исторического музея уже неприлично сильно болтает, а нужно активно снимать, цепляясь ногами за что угодно. Замираешь, задерживаешь дыхание, ведешь кадр, выдохнуть можно только у Василия Блаженного – и наконец увидеть, какой невероятный масштаб у происходящего вокруг, какая атмосфера праздника.
Кстати, как танкист на Параде Победы я и «прославился». Коллега-оператор перепутал машины и начал вести кадр по дулу «моего» танка. По задумке, он должен был «найти» офицера, который находится на башне, а вместо этого снял меня. Так я оказался в прямом эфире Парада Победы – в военной форме и в танке. Друзья потом скрины присылали, спрашивали, когда это я успел профессию сменить.
А на открытии Олимпийских игр по водным видам спорта я в сценическом костюме находился в бассейне вместе с актерами и погружал зрителей в самую гущу событий.
С камерой в руках проживаешь множество совершенно разных жизней: сегодня ты врач, завтра – военный, послезавтра – актер театра или спортсмен. Все операторы – немного супергерои. На что только не приходится идти ради красивого, вкусного кадра. Снимаем на сигвеях, моноколесах, свешиваемся с воздушных шаров и вертолетов, стоим на крышах лифтов, носимся в багажнике автомобиля по заснеженному горному серпантину… Такова «рутина» рабочих будней оператора, которая никогда не приедается и не надоедает.
Камера – уникальный пропуск в мир, закрытый для большинства людей. Глаза оператора становятся глазами миллионов – осознание этого ошеломляет, а чувство сопричастности к великим событиям вдохновляет развиваться дальше.
комментарии(0)